RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Чугайстри на Гуцульщині

Лесные чугайстри - это человекоподобные существа, которые водились в лесах Гуцульщины в 1728-1918 годах. Откуда они появились и почему исчезли, наука объяснить не может. Однако из поколения в поколение гуцулов передавались интересные рассказы старожителив о лесных чугайстрив, которые выделялись организованностью, трудолюбием, миролюбием о нас, обычных людей.

Интересную историю рассказала Анна Юрьевна Михайлюк, 1912 года рождения, жительница села Долгополье Верховинского района. Отец Анны - Юрий - в юношеские годы работал Кальманом (Кальманы - юноши, которые работали в лесу вместе с лесорубами, но рубить и валить сосны им не доверяли. Их работой было поддерживать порядок в землянке, круглосуточно следить за костром).

Когда-то Гуцульщина была густо покрыта непроходимыми лесами, но австрийская власть проводила вырубки леса на небольших площадях и руководили эксплуатацией древесины евреи, которые владели значительными капиталами и вкладывали их в лесоразработки. Людей для вырубки леса евреи набирали из местных жителей, которые хорошо владели специальностью лесоруба. Ведь жизнь заставляло каждого гуцула детства заниматься вырубкой леса. Лес давал гуцулам дрова, древесину для строительства дома, грибы, ягоды, мясо дичи в пищу. Рубили дерево для постройки только в определенный период года - в мае и октябре, так как древесина, срубленная в такое время, не поддавалась гниению, а также ее не разрушали никакие насекомые и микроорганизмы.

Однажды весенним днем ​​1874 отец Анны Юрьевны находился на лесоразработках в горной луковиц. Там он стал очевидцем интересного происшествия, о которой и говорил когда-то своей дочери Анне. Лесорубы, рубя высокие ели, наткнулись на удивительную избушку, которая была построена наполовину из камня и покрыт сверху мхом и листьями из бука и тополя. В ней не было ни дверей, ни окон. Однако, с избушки курился дым, с середины жилья слышались какие-то звуки. Увидев такое жилье, лесорубы были удивлены, но приблизиться к жилью и зайти внутрь побоялись. Через некоторое время начался сильный дождь. Грянул гром! Молния ярким огнем освещала полонинские тропы, а лесорубы, сидя на землю, начали тихонько молиться, просить Всемогущего Бога о помиловании, чтобы не погибнуть от удара молнии.

«Ну, что нам всем так и стоять под дождем? - Сказал один из лесорубов. - Пойдем к хижины, ведь там видно, что костер (огонь) горит - просушим одежду и согреемся ». Лесорубы захотели согреться у костра, но только приблизились к хижины, им навстречу вышел человек - высокий рост и весь заросший волосами, без одежды ... Некоторые из лесорубов побежали к хижине. «Так это же чугайстри», - громко произнес старик лесоруб Бабак, которому было уже под 80 лет и ему евреи доверяли быть старше на лесоразработках ...

Чугайстыр подошел к Бабаку и воскликнул какие-то непонятные звуки, но можно было разобрать и некоторые слова ... Через некоторое время Бабак вместе с чугайстром все ж-таки зашли в хижину, а остальные лесорубы убежали. В хижине пахло гнилыми дровами, которые чугайстыр бросал в каменную печь. Такие дрова сильно дымили и тепла от них почти не было.

Греться у печки Бабак не сумел. Через мгновение его киптар стал прокуренный едким дымом, разъедал глаза, и он вышел из хижины, а за ним и чугайстыр, который говорил (дым тепло, дым тепло). На дворе у хижины Бабак вынул трубку, набитую табаком, закурил и закурил. Чугайстыр странными глазами смотрел на трубку и неожиданно выхватил ее из рук Бабака и сам закурил: одной затяжкой выкурил почти весь табак, который был в люльке. «Хорошо! Хорошо-э! »- воскликнул чугайстыр и, смеясь, отдал трубку старому.

Через некоторое время Бабак ушел от чугайстыра вниз до хижины, показывая рукой, чтобы и он приходил в хижину. А чугайстыр еще долго смотрел вслед лесорубу.

Наступил вечер, лесорубы сидели в закрытой хижине у костра. Готовили ужин: варили кулеш и прокаливали кусочки сала на костре. Как только мужчины закончили ужинать, раздался стук в дверь. «Кто там стучит?» - спросил один из лесорубов, но ответа не услышал. Тогда Бабак, который ничего и никого не боялся, подошел к двери и открыл ее. На пороге был чугайстыр. Как только Бабак увидел лесного человека, то сразу задрожал от страха, ведь эта двухметровая существо очень мощной физической силы. Лесоруб некоторое время стоял неподвижно, глядя на гостя, а потом сказал: «Заходи». Зайдя в хижину, лесной человек огляделся, увидел и лесорубов, которые дрожали от страха. Бабак, отломав кусок кулеша, предложил гостю поесть. Чугайстыр быстро съел еду и сказал Бабаку: «Курить дым хорошо». После чего протянул руку и вытащил из кармана Бабака трубку, поджег ее и начал курить. Мохнатому очень нравилось курить трубку, поэтому еще до осени он приходил в хижину, грелся у костра, а иногда спал до утра вместе с лесорубами.

Рубить лес в конце осени прекратили и лесорубы оставили хижину, а когда они отходили с Луковица – их сопровождал чугайстыр. Он шел за рабочими до села Пробойновка, и заходить в село не стал. Долго стоял и смотрел вслед лесорубам, а через мгновение исчез в зарослях густого леса, держа в зубах подаренную Бабаком трубку.

Были ли чугайстри подобные снежному человеку, который сейчас водится в Гималаях, не известно, но на Гуцульщине чугайстри все-таки жили. Если верить историческим источникам, чугайстри появились в Карпатах где-то 1725 - 1728 года и жили до 1918 - 1920. Их исчезновение на Гуцульщине наблюдается в период окончания Первой мировой войны, видимо, бои, которые велись в Карпатах в течение 1914 - 1918рр. негативно повлияли на жизнь и быт лесных людей. Почему они вымерли, а перешли в другую местность не известно. О том, что чугайстри существовали на Гуцульщине, известно также из рассказа М. Коцюбинского «Тени забытых предков». В этом произведении писатель описывает встречу чугайстыра с человеком: «Сухие ветки раздвинулись тихо, и из леса вышел какой-то человек. Он был без одежды. Мягкая темные волосы покрывали все его тело, окружали круглые и добрые глаза, заклинилось на бороде и свисали на груди. Он составил на большой живот заросшие шерстью руки и подошел к Ивану. Тогда Иван сразу его узнал. Это был веселый чугайстри ... Оба молчали. Лесной человек грелся у костра и поглаживал свой круглый живот, а Иван думал упорно, как бы подольше задержать чугайстра, чтобы Маричка дальше успела убежать. Иван топнул на месте, потряс всем телом поплыл в легком гуцульские танцы. Перед ним смешно высовывались чугайстыр. Он прижмурював глаза, поцмокував ртом, тряс животом, а ноги, обросшие, как у медведя, неуклюже топтались на одном месте, сгибались и разгибались как грубые ободья ».

Надо сказать, что жители села Березники, расположенное высоко в горах, находили в лесу скелеты людей, но найденные кости отличались от скелетов обычных людей, длина

которых составляла 2 метра, а иногда и больше. А это свидетельствует о том, что найденные кости были останками тех чугайстрив, обитавших в лесах Гуцульщины.

Почему исчезли чугайстри? На этот вопрос ученые ответа еще не дали, а значит, надо исследовать и изучать загадочный и чарующий гуцульский край