RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Отчет про водный поход в Карелию на байдарках и катамаране (Тумча)

НАЧАЛО

Итак, для того что бы понять как зарождалась абсурдная идея провести свой летний отпуск в сентябре (!!) в Мурманской области (!!) да еще и на воде (!!) начну с краткой предистории.

Еще в мае мы договорились с украинскими ребятами (тернопольский Турклуб), что раз они нас принимали у себя в гостях в мае на Ч. Черемоше, то летом пойдем на воду в России, соотв. принимающая сторона будем мы =)) Ну летом никто не мог... у них коммерческие сплавы, у меня вот мама ногу сломала, в общем в сентябре только и получалось. Речку мы с Кириллом выбирали не долго... Посмотрели, что самое крутое в Карелии (выбрали из двух вариантов), почитали отчетов и торжественно решили куда пойдем. Так как Кутсайоки на байдарках никто не ходит, кроме 2 - 3 экипажей-отморозков =)) и задача была не убить снарягу, а отдохнуть и потренироваться - выбор пал на Тумчу. По отчетам и отзывам, Тумча - вторая по сложности река в том регионе. Соответственно наши спортивные амбиции это тоже тешило. Ну а после выбора и согласования с украинской стороной началась обычная чехарда: покупка билетов, теплой снаряги, читание всех возможных отчетов, докупка снаряги, авралы на работе и т. д. и т. п.

МОСКВА, 6 сентября

Итак, в этот день украинцы приезжали в Москву. Я всю ночь собирал рюкзак, при этом мне помогали Паша и Серега - в итоге мирное упаковывания снаряги в рюкзак превратилось в отвратительную пьянку (шучу, конечно, но посидели неплохо) =)) Лег я в 5. Встал в 6 утра - с квадратной головой и поехал с Серегой встречать ребят. Опоздали немного, но встреча на Эльбе состоялась =))) Как же здорово было после почти полугодового перерыва опять встретить ребят... никто сильно не поменялся, древо интернациональной дружбы славянских народов по-прежнему крепко =)) Перевезли вещи с Киевского на Ленинградский, сдали в камеру хранения и все толпой поехали ко мне в гости. Пока я дособирался и съездил к маме в больницу... Серега умудрился поводить ребят по Царицыно, за что ему огромное спасибо. Ну вечером меня погрузили на четверку Сереги и отвезли на вокзал... Запихнули в поезд. Сам я уже не очень помню (устал сильно) =))

ПОЕЗД, ВЫБРОСКА, 7 - 8 сентября

Сутки с гаком в поезде, разговоры, пиво (только для россиян... так как мы ехали отдыхать, а украинцы заниматься спортом))), в общем люблю дорогу =) Особенно нравиться, как постепенно за окном почти летний пейзаж сменялся сначала оссеним,а потом и совсем позднеосенним ))) В 6 утра мы приехали в славный город Кандалакша. Холодно было ужасно, дул пронизывающий до костей ветер, с неба накрапывало, туман. В общем, Мурманский край встретил нас непреветливо. С другой стороны, что еще следовало ожидать от Заполярья =)) Я сразу пожалел о содеянном... Так как одно дело смотреть на колонки циферок в отчетах по погоде... а другое на своей шкуре прочувствовать что такое +6-+ 9. Ветер 6 м/с, влажность высокая )) В общем, скажу по секрету, согреться мне в этом походе удалось всего пару раз  - минут по пять каждый =)) Ну да ладно... Нас встречали 2 УАЗика-батона, заказанные еще в Москве, которые нас и отвезли сначала в погранотряд  (зарегестрироваться, ибо до Финов рукой подать), потом в устье реки Тунтсайоки, с которой мы запланировали начать сплав. Водитель попался ничего так мужик, рыбак... рассказывал вю дорогу как им там живеться. Местные тоже особенно не злые... но скажу честно той открытости и доброты что я встретил на Урале... видно не было. Все достаточно ушлые и эгоцентричные... видимо, сказывается тлетворное влияние запада (до Финляндии 10 км))). Но... все равно лучше, чем в Москве.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, 8 сентября

В 11 нас уже выбросили... и мы достаточно долго собирали средства сплава: 2 байды и кат. Я в основном был занят, что следил за тем, чтобы у меня ничего от холода не отвалилось... а Кирилл - гад, меня заставлял байдарку собирать )) В районе 5 вечера отчалили. Данному событию предшествовало ужасное действо - под названием: надевание гидрокостюма на голое тело на холоднющем ветру и при капающей противной мороси. Брр... В момент отплытия с неба не закапало, а полило - и я понял, что отдых удастся на славу )) С этим сладостным чувством на автомате я погреб, а мозг выключился. Часов в 7 стало уже невыносимо холодно... и в пол-восьмого мы встали на стоянку. Я вылез из байдарки сел на корточки и минут 40 так сидел, пока Кирилл не запихнул меня в палатку и я не переоделся. Никаких частей тела я не чувствовал... мозги не работали. Чгото-там поели и я вырубился. А наутро нас ждал целый день гребли... так как порожистая часть была через 50 км от стапеля.

ДЕНЬ ВТОРОЙ, 9 сентября

Встали очень рано... часов в 8 или около того (потом выясниться, что это еще не рано). Холод ну просто собачий... что-то около 5 - 6 градусов. Ветер, дождь. У меня температура... по-ощущениям 38-39. Резкое переохлождение - тому причина. Весь день гребли - прогребли около 40 км. Дубак страшный... ветер. Даже виндстоппер и неопреновые юбки не держат тепло в гидрокостюме. Впечатление, что ты сидишь в сугробе. Когда так холодно... у меня есть особенность... мозги ну посто не работают... организм занят сохранением жизни... а всякие там мысли его не волнуют =)) Под конец похода все решили, что это наверное потому, что я не имею жировой прослойки ))) получивший народное название - бионеопрен )) Так как толкьо теплело или вылазило солнце... я активизировался, бегал, шутил и активно учавствовал в общественной жизни =)) А как холод, молчал и ничего не сооброжал )) В общем в таком полуобморочном и больном состоянии прошел мой день. Заботливый друг Кирилл пытался оградить меня от невзгод сурового севера... но кроме как взять на себя постановку палатки.. ничего больше не получалось сделать. Еще специфика - что если не грести - то замерзаешь моментально... единственный способ не околеть, это грести. А когда все тело температурит и ноет... каждый гребок - это маленький подвиг =) Ну в общем - целый день я искал компромисы... =)) не нашел. Отмечу удивительную природу... очень похоже на Валдай... толкьо осенью... березовый лес, желтая листва, куча топляков и поваленных в воду здоровых деревьев... видимо паводок здесь мощный. Узенькое русло... зеркальные поля плесов. Красота... жаль, что любоваться ею приходилось в 10-секундные перерывы в гребле. Мы задались пройти за 1,5 дня ту часть, что все идут за 3 =)) кстати, получилось )) Бедные катамаранщики... с их то скоростью по плесам ))

Вечером Кирилл стал меня уговривать сойти в ближайшем и единственном населенном пункте Алакуртти. Обсновал он это так: "Что бы ты тут не сдох и мне не пришлось объясняться с твоей мамой" )). Потом весь поход меня подкалывал... при любом промахе говорил: "Надо было тебе сойти в Алакуртти" ))). В общем, я гневно отверг его предложение, ведь я хотел отдохнуть по полной ))) Но и на самом деле предполагал, что выздоровлю. Тем более меня активно лечили, особое спасибо Светлане =)) Она меня пичкала таблетками, лимонами, чесноками и прочей гадостью. (Слабо вам съесть целый лимон с кожурой =))) В общем после позднего ужина, я залез в спальник и вырубился.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ, НАЧАЛО ПОРОГОВ, 10 сентября

Встали в 7, вообще подъем - одна из самых волнующих процедур. Я как сова... не могу вставть в 7 утра... собираться за час... и не дожидаясь солнца переодеваться в ледяную гидру. Это выше моих сил... но командный дух... работает... не могу же я остаться один на стоянке)) В общем приходилось себя перебарывать каждый день )).

Этот день первый... когда я хоть чего то запомнил. Под 4-мя модными украинскими таблетками (типа против гриппа) я ожил и стал получать удовольствие от жизни. Хотя не скрою... через силу.

Под вечер мы наконец вышли к Алакуртти, где и начинались пороги. Итак осмотр порога "Первенец" (3+ к. с.) показал то, что это полная задница. И идти его на КНБ (каркасно-надувная байдарка) не стоит. Там был шикарный слив с двух плит с пенным котлом и косой мощной бочкой, в котором даже каякеру пришлось бы туго. В общем 1-ю и 3-ю ступень прошли. 2-ю, описанную выше, обнесли. Ибо под вечер киляться освсем не хотелось, да и то что это 100 %-й непроход было понятно. Ребята на кате пошли по шкуродерной центральной протоке... кстати, потом нас рассторили - сказали что там и КНБ пролезет. Но все лоции говорили о непроходе. Мораль... не все лоции одинаково полезны )).

Потом был порог "Падун" (3+, 4 к. с.)... самый красивый порог на Тумче, имхо. Три мощные ступени... общая длина около километра. Каждая ступень разная, мощный прижим, мошный слив и слаломный выход с валами. Кат... прошел легко (а что ему дураку будет). Класс... Володя решил обносить... так как было уже поздно и холодно. Мы с Кирилом настроились уже... когда смотрели... да и хотелось показать заморским гостям молодецкую удаль руссийскую. В общем выставили страховку, и в первой ступене... мы не набрали скорость... и вошли в мощный прижим с отрицательной скоростью к потоку. Кильнуло нас хорошо. Отстрелились (кстати боялись, что новые неопреновые юбки будут сильно держать... фиг... за милисекунды все отстрелилось)... потом я ушел во вторую ступень с байдаркой... сильно приложился коленом (хромал до конца похода), одной рукой зацепился за скинутый спас-конец, рукой держал свое весло, ногой (!!) байдарку. За всем этим с берега наблюдал Володя, он стоял секунд 5... грустно на меня смотрел... смеркалось. Потом сделал мужественное лицо... обвязался морковкой и нырнул в ледяную воду. На двоих мы байду вытащили... слили. Подошедший мокрый но довольный Кирилл сказал: вот теперь можно и обнести =)) В обещем после киля я сразу согрелся и как потом выяснилось вылечился... ибо адреналин, как известно, исцеляет ))) Потом мы прошли еще два порожка - Двойной и Каменный - (две двоечки без просмотра). Мы с Кириллом умудрились сесть между двумя огромными... сухими плитами... промахнувшись мимо слива. С воды не было видно их не фига. Правее на 3 м сел катамаран. Кирилл мужественно вылез посреди довольно сильного порога, столкнул байду и запрыгнул чуть нас не кильнув. Да и в 9 вечера скажем так... было темновато. И вот последний адреналин позади. В пол-десятого вывалились на стоянку... палатки, еда, сон.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ, дневка, 11 сентября

Проснувшись, мы поняли, что по маршруту не успеваем. Решили воспользоваться запасным вариантом - заказать катер на озерную часть (3 часа на катере или 2 дня угребаться). Володя с Кириллом с утра ушли в Алакуртти (по лесу километров 8), мы клеили кат, бездельничали, радовались солнышку. Я окончательно выздоровел, начал говорить, даже шутить. Все, кто не был со мной до этого знаком, удивились... вместо хмурого и молчаливого парня... я предстал в своем обычном виде =)) Вроде никто не разочаровался. Пришли Володя с Кириллом. Телефон не нашли, зато купили МТС-кую симку )) В итоге, до катера дозвонились, договорились )) Перспективы маршрута перестали быть туманными )) Можно было идти в нормально рабочем ритме. За счет дневки облазили весь порог "Водопадный-1" (3 к. с.), пофотографировались, собрали грибов, отдохнули. Супер. Запомнился разговор Кирилла и Володи... посвященый разбору нашего киля в Падуне. Проблема в том, что спас-работы и наш ненужный героизм... скостили у всей группы где-то минут 40 сплава. И пришлось гребать по темноте, рисковать. Отмечу, что Володя очень корректно все обсуждал... приводил доводы, что может не каждый руководитель похода. Хотя формально мы российская и украинская часть группы была равнозначна в плане принятия решений, но так как друг от друга зависим - мнение другой стороны нужно было учитывать. С другой стороны, Кирилл сказал, что обносы дело такое... стоит начать... и можно все интересное обнести... в обшем, выработали общую позицию. Родлась крылатая фраза похода... "киляться после 7 вечера - дурная примета" =))) потом ее везде вставляли... мол, вставать раньше 8 - дурная примета, киляться раньше 9 утра - плохая примета, утонуть после обеда - примета ну так просто отвратительная =))) Отдохнув за целый день ничегонеделания, мы легли спать =)

ПЯТЫЙ ДЕНЬ, 12 сентября - начало реального бурноводинга

Порог "Водопадный-1" (3 к. с.) Мощный слив с грязным выходом со струи. Все прошли чисто. Сразу за ним Водопадный-2. Сложный маневровый порог... со средним бочками... и ооочень грязным руслом. Зато фантастически красивый ))) Кат прошел - встал на страховку. Мы прошли чисто... первый раз я так угребся за 1 минуту =)). Ребят положило в бочке. Ребята сами себя спасли... выловили и слили байду... кат поймал их весло. Продолжаем путь =)) Через 10 км плеса был первый порог, который реально испугал - Кривой (3 к. с.). То есть обносить было не спортивно, проходить страшно. Там было два варианта прохода... первый, спрыгнуть с мини-водопада в косую бочу (в итоге так пошел катамаран), а второй, пройти по очень мощному, но грязному языку. В итоге, сначала ребята доказали... что второй вариант возможен. Мы повторили... хотя сильно потеряли скорость на входе... Наскочив на камень... но пронесло. В косой бочке думаю было бы хуже... чуть позже, мы попробовали на пороге "Марч" такой маневр... в разы сложнее... Потом был еще порог - Юрьев день. Слив и бочка. Ничего страшного. Сразу за ним лагерь, ужин, сон.

ШЕСТОЙ ДЕНЬ )), 13 сентября

Предудущий день был солнечный... теплый. Этот был туманный и холодный. Я промерз основательно... но окрепший организм - уже не обращал внимания на невзгоды. Прошли две двоечки. Скалистое око и Надежда. Последний очень порадовал. Хороший перепад, четкий слив по дуге. Хорошие валы. Вспомнился Черемош - потрясло, как в центрифуге. Прошли классно - сами довольны )) Порог "Марч". Это прохождение - мне запомнилось больше всего )) Слив водопадного типа. Мощная косая бочка. Заход затруднен маленькой бочкой. Разгрузились. Кат прошел чисто, "Вьюн" (укр.) чисто, "Свирь" (чисто). На нашем проходе сдохли батареки на фотике. Пришлось повторить. Ребята обнесли и прошли еще раз за компанию. Так как второй раз - вроде как нестрашно... разгонялись очень сильно... Вьюн прошел чисто... но засчет скорости нырнул весь под воду... на выходе под водой боковым течением его снесло где-то на пол метра и выстрелило как пробку. Эффектно... контролируемо. Мы разогнались еще больше... хотели освоить методику прыжка со сливов такого типа... в итоге, я был в воде с головой.. Кирилл по грудь... закопались носом очень сильно. Косая бочка в которую мы занырнули выплюнула нас где то на метр вверх... нос - где я собствено сидел, встал чуть ли не в свечу...  ощущения покруче американских горок. Выплюноло нас уже на боку. Как мы не кильнулись не знаю... в воздухе умудрились откренить байду, заколоться... и приземлиться на брюхо. Есть видео - просматриваю его перед сном ))) Еще минут 10 потом от адреналина колотило )) Класс)) Потом был порог "Кошмарики"... маневровый )) интересный )) но особо рассказать нечего )) Потом был первый порог 4 к. с. на реке. Порог - Красивый. Сложный осмотр: час скакали по камням и болотам. Потом обнос вещей... вечереет, холодает. А киляться в холод - дурная примета ))) Все прошли чисто... "Вьюн" немного сел задом на плиту... но так даже лучше... не пришлось разворачиваться на струе. За прогом встали на лагерь. Первый лагерь в котором вместо ужина и сразу сон в 9 вечера... мы засиделись до 1 ночи. Чем хороша смешанная по национальности группа, что как бы мы для них, а они для нас являються этнографическим элементом похода. Можно поспорить... узнать чужую культуру, взгляды и т. д. Любимые темы, история России, Украины, современная политическая ситуация, глобализм, вступление Украины в НАТО, Вторая мировая, революции, отличие народов, славянское братство, судьба СССР... и т. д. и т. п. Отмечу, что почти все ребята были достойными и интереснысми собеседниками, сообенно поражал знаниями и патриотизмом Володя. Такими людьми любая страна должна гордиться =)) Но... когда на улице уже минус.,. а завтра вставать в 7 утра... разговор постепенно затухает. Все спать... завтра бой )))

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ, 14 сентября

С утра был жестокий дубак, ночь точно минусовая, собирали лагерь и одевались в мокрые гидры при +2. Я страдал. Долго не могли отплыть... так каждый пытался нагреть у костра воду в неопрене и резко запрыгнуть в судно. =)) Потом убегал другой. Байдарочники вышли на час позже... поскольку при такой погоде все время обгонять кат и жадть его... можно было скопытиться от холода. Два двоечных порога, с ходу - Вечерний и Узкий. Обычные сливы и бочки, отрабатывает технику резкого выхода со струи. Через пару часов от отпылытия... я не мог двигать правой рукой... Воспалился какой-то тайный нерв на руке от холода... и не то что мощный гребок, каждый вдох отзывался в груди как удар кувалды. Грести со всей мощи я уже не мог... в свете предстоящих 2-х прогов 4 категории сложности это огорчало. Но вяло грести я мог и за счет этого температура моего тела не падала ниже нуля. Но холодно было знатно... мозги отключались с завидной регулярностью ((

Дошли до прога "Яма" (4 к. с.) По мощности первый раз видел такую бочку. Реально яма... метр глубиной. Довольна таки широкая река сливается в дырку в метр. На заходе полу-метровые косые валы, ведущие в бочку. Пробить их и уйти по краю бочки... маловероятно. Дует ветер... продирает до костей. Дождик. Солнце на минуту в час показывается из-за туч. Холодно. Осмотрев порог, пошел кат. В бочке его хорошо затянуло... пожевало выплюнуло. Кат шел груженный на охрененной скорости. Ребята ушли в яму полностью )) (видео внушает уважение ) Байдарку вполне реально здесь могло свечкануть )) Очень интересный порог, для катания (выход чистый, без камней), но не в такую погоду, оценив свои шансы на прохождение как 5 из 100. Мы обнесли обе байдарки... в таком морозе никому купаться не хотелось. Не жалею, если честно.

Затем был порог "Котел" (4 к. с.). Представляет собой мощнейший непроход, или в народе водопад )) Единственный шанс у самого берега маленький язычок упирающийся в откосый берег. По которму, в итоге, все и прошли. Очень сложный заход... цена ошибки - сломанная байда, и самосплав в мощный пенный котел. Приятного мало. Долго думал что делать... в плане моей руки... и поняв, что нужно сильно закалываться и крениться... я уступил место матроса в "Свире" Андрею... который на протяжении всего пути был в роли пушечного мяса =)) Если матрос не хотел идти... Андрей с радостью прибегал и говрил, давай я сяду ))) В общем, Кирилл и Андрей прошли чисто и красиво. А я с плохим настроением, и с нерабочей рукой нервно курил на берегу. О непрохождении этого порога - я жалею до сих пор. Правда Андрей и Кирилл незадолго до этого сильно отличились,а именно упустили пустой "Свирь" в порог "Котел" (4 к. с.) Байдарка чудом осталась жива. Они забыли ее зачалить нормально... и пока чего-то там смотрели... ее сдуло. Байдарка заходила боком на самое мясо (мгновенная смерть) за метр до порога зацепилась за какой то валунчик... развернулась носом. Прошла в нужный слив, попала в бочку. Там сделала эскимосский переворот и причалила к берегу. Чудесное спасение. Что происходило в моей душе в тот момент... не скажу... но явно что-то нехорошее )). Володя с Петром прошли чисто. Кат очень прикольно проехался по скальному берегу одним балоном.

Потом был какой-то двоечный порог, слаломный, сволочь... на нем пришлось погрести... рука вообще отнялась. Даже обезбаливающее не помогало.

И тут мы приплыли на порог "Карниз" (4+ к. с.). Самый мощный и страшный порог на реке. Примерно так... мощный непроход. Падение отвесное около 2 метров, заход в порог слева, выход по единственному языку справа. Перед водопадом надо умудриться на пятачке развернуться два раза и еще очень сильно отгрести метров 15 - отсюда и название - карниз. Цена ошибки на этом пороге - думаю, уже жизнь, а не купание. Такие бочки спокойно могут держать человека достаточно для утопления время. Возможности по страховке минимальны. Давно мне не было так старшно )) Смотрели около часа - пошел кат, выложив все силы и технику прошли чисто. Пошел Вьюн... самое красивое прохождение, которое я видел вообще когда-либо в жизни. Очень мощная и уверенная гребля. Техника. Класс. Наша очередь... посмотрев на то, как отгребли ребята... я понял, что с моей рукой могу угробить и себя и Кирилла. Это решение мне стоило больших усилий... в основном моральных, но я смог отвлечься от происходящего, все взвесить и объявить об это Кириллу, который в горячке боя меня не понял и обиделся. В итоге, мое место занял Володя и они с Кириллом чисто и с запасом прошли этот порог.

Причалили пред поргом "Каньонный". Очень красивое место. Лагерь в 25 метрах над рекой. На скалах. Внизу в каньоне течет река, шумит порог. Когда забрались на скалу с вещами cдувало нещадно. Температура +5-+6. Кстати, солнце там почему-то греет всего 2 часа в сутки... а остальное время халтурит... то есть просто светит )) и даже такое солнце уже почти село.,. и это после целого дня в ледяной воде. Давно мне не было так холодно. Переодевшись на ветру в теплую одежду, вернее так: во всю теплую одежду, что у меня была, я еще 1,5 час не чувствовал ни рук, ни ног. Специально тыкал  в них острыми предметами - безрезультатно. Оттаяв долго боролся с проявлениями обморожения. В общем, экстрим по-русски. Постановка лагеря, костер, спать. Ночи минусовые... презрев гомофобию мы с Кириллом в палатке греемся, прижавшись друг к другу. Всю ночь просыпаешься от холода... поворачиваешься другим боком к соседу... и греешь отмороженную часть. Экстрим-режим в моем спалькике до - 10, + термобелье, полартек и гортексный костюм... все это нифига не работало... такие температуры стояли. К тому же еще на скале бушевал ветер. В общем, почувствуй себя суровым полярником =))

ВОСЬМОЙ ДЕНЬ, 15 сентября

Оставалось всего ничего - километра 3 гребли и финальный порог 4 к. с. под названием "Шляпа". На стоянке сразу за шляпой нас забирал катер. Скажу честно, весь плес до шляпы не греб - берег руку. Зато это дало возможность Кириллу подкачаться, а мне пройти эту самую Шляпу. До Шляпы было 2 двоечки )) Каньонный и Змея. Каньонный очень простой, но красивый... его я описывал выше )) Змея - ничего интересного... куча маневра, хорошо, что после него рука еще могла работать )) Перед Шляпой разгрузились... пошли смотреть на проход ката. Вся интересность порога в очень узком заходе по языку... который выбрасывает прямо на мощнейший прижим к скале. Судно, которое все-таки не завалило прижимом... буквально черз 10 метров должно развернуться на 180 градусов на струе... что бы попасть в единственный чистый слив из 2-й ступени. Кат прошел почти чисто, немного причесали балоном скалу в прижиме. Ребята на байдарке, чуть не кувырнулиь... прошли сантиметрах в 5. Мы прошли, на мой взгляд, чисто и технично... хотя в прижиме нас прилично закусывало... в общем я остался доволен.

Сразу за порогом навалилось чувство того, что чудесное путешествие закончилось... и пора домой. Грустное чувство, скажу я вам. Мы поставили лагерь, развесились сушиться... стали собирать суда. А реально пол-дня валялись на солнышке (день был наверное самым теплым за весь поход) вяло прибирая снаряжение =)) К вечеру у всех были собраны рюкзаки, суда... высушен неопрен. Всем было лень... у всех был отходняк после таких суровых, в  первую очередь, психологических нагрузок. Ужин, сон, подъем в 7 утра, так как катер в 9.

ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ, 16 сентября

Самым волнующим моментом, было прибыти катера. Так как если бы он не пришел, мы бы попали на еще 4 дня. Кирилла бы уволили, меня наверное тоже )) В 9 утра мы как дисциплинированная группа уже стояли с собраными рюкзаками и убранным лагерем. До 9:30 мы успели сильно понервничать. Поэтому когда услышали неторопливый звук дизеля, всем стало резко хорошо =)) Катер представляет собой 30(!!)-метровую махину... на которую мы все дружно забрались. Сидели из принципа на продуваемой верхней палубе, любовались видами =)) Под середину я умудрился заснуть, прижавшись к теплому выхлопу )) . Проснулся уже в Зареченске. Путь по воде занял около 4 часов. Потом нас загрузили в газель и повезли в Кандалакшу. В районе 3 мы уже были на вокзале. Поезд на Москву отправлялся в пол-второго ночи. Надо было занять себя как-то эти 12 часов... все занимались своим, кто-то спал, кто-то гулял по городу, я лично купил (к своему позору) книжку Дарьи Донцовой, ибо ничего другого в городе не продавалось из книг =(((... и как раз до вечера дочитал.

ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ, 17 сентября

Поезд, растворимое пюре, чай из пакетиков. Весь вечер разбирали поход, поведение каждого из членов группы, занятие веселое, совершенно неконфликтное =))) Все друг другом остались довольны... сделали соотв. оргвыводы =) Я довольный лег спать на белоснежное белье РЖД =)) Люблю после похода окунуться в такой незамысловатый комфорт, как постельное белье и холодная вода из под крана в туалете поезда =)) Первый раз в жизни, кстати, умудрился весь помыться с мылом прямо в поезде =)) На все пошло 30 минут ))

ОДИННАДЦАТЫЙ ДЕНЬ, 18 сентября

Приехали в Москву в районе 11, Кирилл срочно срулил на работу )) а я перебросился с ребятами до Киевской. Там попращались. Было как всегда - очень грустно. По скольку половину из них я наверняка больше никогда не увижу. Потом с Володей мотались по городу в поисках цифровой студии... чтобы переписать фотки на диск  и избежать пересылки гигабайтов по и-нету. Нашли на Новокузнецкой, все сделали. Он меня посадил на мою ветку, попращались. И вот я один в вагоне, грустно... отпуск закончился. На Орехово меня встретил Пашка на машине, за что ему огромное спасибо =)) Уже вечером я влился в Московский ритм... погонял на мотике по ночной Москве... попил пива... уложив это путешествие на полочку своих воспоминаний.........

Как резюме: один из самых спортивных и тяжелых походов в моей жизни
Погода: 3
Организация: 4
Сложность реки: 4
Коллектив: 5
Собственная подготовка: 3
-----------------------------------
Итог: очень даже неплохо отдохнули )))