RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Отцы-иезуиты в Тернополе

Трудно найти в истории явление более неоднозначно, чем католический монашеский чин иезуитов. Основан испанским военным Игнатием Лойолой (признанный святым), он был утвержден Папой в год основания Тернополя (1540) под названием "Общество Иисуса". Целью ордена было распространение и углубление католической веры, в частности путем миссионерской, а вскоре также научной, образовательной деятельности и воспитания молодежи. Через попытку повлиять на политическую жизнь и распространение во всем мире (вплоть до Японии и Филиппин), они попадали в немилость в ряде стран. Уничтожали их и в Украине во время казацких восстаний.

костел иезуитов в Тернополе

В 1773 году папа Климент XIV формально ликвидировал орден, который, однако, и дальше действовал в Российской империи. Впоследствии папа Пий VII восстановил конгрегации, но иезуитов окончательно устранила Россия. Так иезуиты осели в Австрийской империи.

Точнее, их отправили в Галичину. Вследствие обращение губернатора, церковной власти и самих монахов к императору, "августейший" обязал их открыть в Тернополе 6-классовую гимназию, что и произошло 20 ноября 1820. Отцы-иезуиты взяли в аренду в Доминиканский монастырь с костелом, площадью и садом. Вскоре приехало 6 монахов-иезуитов, которые и открыли гимназию. Первым префектом, который осуществлял надзор за обучением, был о. Юрий Фестер.

Иезуиты всегда славились передовыми методами в образовании. Они понимали, что наиболее успешно смогут реализовать свою главную цель, определенную как "помощь душам", давая молодежи гуманистическую образование и обучая христианской жизни. В Речи Посполитой иезуитское образование стало синонимом образования вообще. Обучение в этих заведениях опиралось на гуманистическую модель воспитания воли и умственных способностей через познание основ латинской и греческой грамматики, а также теории поэзии и красноречия. Все типы иезуитских школ пользовались единой программой. Обучения независимо от национальности и вероисповедания, было бесплатным, а к целостности воспитательного процесса приобщали также школьный театр, хор, оркестр,  структуры самоуправления (марийские жены). Постепенно, под влиянием государственных требований и местных обстоятельств, модель иезуитской гуманистической школы эволюционировала, добавляя, например, элементы математико-естественного обучения.

Вскоре при Тернопольской гимназии иезуиты также организовали конвикт (интернат) и 2-летние студии философии. Впоследствии после Тернополя иезуитам позволили производить еще одну гимназию (1838) и шляхетский конвикт во Львове (1843). Довольно быстро тернопольская иезуитская гимназия получила признание за свой высокий уровень. Надлежащим образом оценив успехи учеников, австрийский император Франц I, в 1823 году посетил Тернополь, приказал построить для гимназии новое здание. Она и появилась 1826 на месте, где сейчас стоит памятник И. Франко. Австрийский Эрцгерцог Фердинанд  д'Эсте во время своего визита в доказательство признания, подарил гимназии коллекцию монет и медалей и деньги, на которые было куплено землю и построен особняк для школы в Больших Гаях.

Результатом популярности заведения в 1837 году стала большая численность учащихся, составлявшая 479 человек. Благодаря цесарским привилегиям и своей программе, школа была независимой от контроля государственных факторов и имела право даже выбирать учебники и увольнять учеников от обременительных экзаменов. Вместо немецкого языка занятия проводились на латыни и частично на французском языке. Значительное внимание уделялось изучению математики, истории и географии. Возможно, благодаря этому, гимназия выпустила знаменитого польского поэта и географа Винцентия Поля (1807 - 1872), который учился здесь в 1823 году. Запрещенный в государственных гимназиях польский язык был введен здесь как факультативный курс. Наконец, польский язык употреблялась повседневно в богослужениях и торжествах. Для украинцев на родном языке преподавали религию.

Все же, дисциплина в школе содержалась достаточно строгая. Ученикам запрещали посещать кабаки, парки и даже театр. Нарушителей режима наказывали карцером.

В 1848 году император Фердинанд ликвидировал орден иезуитов по всей империи (этот запрет продолжалась до 1852 года), а потому гимназию в Тернополе закрыли. В следующем году на ее основе создали уже вполне светскую государственную гимназию.
Лишь в 1856 году иезуиты получили разрешение министра культов на открытие частной гимназии и благородного конвикта. Конвикт состоял из 6 классов, и туда имела честь посылать своих детей шляхта со всей Восточной Галиции. Кроме обязательных предметов, здесь преподавали музыку, пение, рисование и фехтования.

Однако выпускники коллегиума могли быть приняты в государственные заведения и на высшие студии лишь после выпускных экзаменов перед государственной комиссией. Поэтому, большинство шляхтичей последние два года учились в государственной гимназии, где и составляли матуру.

Тернопольское отделение отцов иезуитов мало оговорки братьям, работавшим в образовании за тесноту помещений, и Тернополь располагался на периферии Галичины. Содержание конвиктов требовало значительных сумм, заведение не имело полных прав государственных школ.

Поэтому по инициативе о. Генрика Яцковский в 1883 -1891 годах построено большое современное здание научно-воспитательного комплекса в Хирове (уезд - Старый Самбор), куда в сентябре и перенесли конвикт. В школьном году 1887/1888 школу в Тернополе окончательно закрыли, а учеников перевели в Хирово.

Долгие годы воспитателем и опекуном молодежи в иезуитском коллегиуме Тернополя был Ян Бейзим-Опока (1830 - 1912). Прежде он сам окончил в Тернополе философские исследования. Впоследствии он стал миссионером. Известный как "Слуга прокаженных" на о. Мадагаскаре. После смерти Ян Бейзим провозглашен католической церковью блаженным.

Иезуиты оставались в Тернополе и позже, ведя уже лишь душпастырский труд. В 1899 - 1901 годах построен новый монастырь с костелом. Место для монастыря благодарны мещане продали отцам-иезуитам за символическую цену. Храм, который был наименьшим в городе, обслуживал прихожан Зарудья (Нового Света). После последней войны большевики снесли башню и колокольню, а украшение вывезли в храмы Польши. Вследствие многочисленных перестроек, место монастыря отцов иезуитов заняла швейная фабрика. Однако до сих пор в этом здании можно узнать арку бывшего входа в костел. Интересно, вспоминать ли с благодарностью тернопольчане "Общество Иисуса", которое столько сделало для их города?

Владимир ОКАРИНСКИЙ
Костел монастыря отцов иезуитов строили в 1899 - 1901 годах,
теперь здесь находится швейная фабрика (ул. Юлиана Опильского)