RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Особенные храмы города Тернополя

Три храма нашего города относятся к старейшим и являются памятниками архитектуры. В свое время они были восстановлены или реставрированы. Остальные построены уже во времена независимости Украины.

Секреты Надставной церкви... Внешне церковь Честного Креста, или по-народному Надставная, похожая на Оборонительная церковь в Тернополемаленькую крепость или замок. Эта одна из старейших церквей, построенная в 1540 г., имела стратегическое значение. Во время турецко-татарских нападений наибольшее сопротивление горожане оказывали именно на львовских воротах города, где стояла церковь, рассказал нам отец церкви Честного Креста Дмитрий Лысак. Поэтому это должно быть чрезвычайно прочное сооружение, фактически оборонительный форпост.

Здесь раньше звонили в колокола, жгли факелы, разводили костры, которые были видны даже на Голубицких Товтрах. Они имели связь с Зализцами, Подкамнем и Почаевом. По сути, колокольня служила тогда "радиостанцией".

Надставная церковь претерпела немало разрушений. После одного из них ее отстроил князь Острожский в 1629 г.

Во время Второй мировой церковь сожгли немцы. А впоследствии, когда после войны ее восстановили, здесь сделали склады. А еще при Союзе в ней планировали сделать зал моды, музей искусства. А потом вообще хотели на ее месте построить гостиницу "Москва". Однако высокое начальство, осмотрев территорию, заключило, что здесь недостаточно места, так решили отель построить на другом берегу пруда.
В 1989 г., когда о. Дмитрий пришел работать в церковь, она была в ужасном состоянии - окна выбиты, без престола, изуродованный иконостас. Пришлось начинать восстановление храма почти с нуля.

Кстати, все кресты отец Дмитрий сделал сам, используя собственный кузнечный опыт. Этому ремеслу его научил отец. По фотографиям начали восстанавливать интерьер. Сначала сделали иконостас, из которого были похищены почти все иконы. Кстати, три иконы из нашего храма - "Спаситель", "Крещение в Иордане" и "Воздвижение честного креста", в честь которой названа наша церковь, - хранятся в Тернопольском краеведческом музее.

А вот наибольшей загадкой Надставной церкви является подземный ход в замок и древний ролет над алтарем. Туда ставили икону Чудотворной Божьей Матери, которую еще называли "Тернопольская плачущая". Однако ее до сих пор не удалось найти.

Отец Дмитрий убежден, что в будущем Надставная церковь еще удивит тернопольчан своими тайнами.

В церкви, что на Владимира Великого, немало тернопольчан замечают прежде всего ее оригинальную архитектуру. Францисканская церковь в ТернополеСемь лет строительства и она действует ... По стилю новостройка модерна. Однако архитектор храма Сергей Гора больше согласен с формулировкой "строгий модерн", потому что сооружение внешне очень сдержанное.
Особых требований к виду храма перед ним никто не ставил. Он как архитектор отталкиваться не от канонов стиля, а от интуиции. Главное в храме не высота, количество крестов или золота, а то, насколько воспроизведен дух святого, в честь которого сводится церковь, и философия монахов францисканцев.
Дух учение святого Франциска передано простыми линиями, формами, открытыми арками, а не воротами. Франциск был очень нетребователен в быту. Поэтому церковь не имеет лишнего лепного декора. Своеобразная дорога к Кресту - это полосы снизу вверх на стенах. Церковь одноглавая, потому что названа в честь одного апостола - Петра. Греко-католическая традиция выражена одним центральным куполом.

Сергей Гора до создания проекта некоторое время жил с монахами - постился, молился, привыкал к их быту. А все для того, чтобы создать храм, в котором францисканцы чувствовали бы себя как дома. Кстати, чтобы не перенять чужих идей, он даже не смотрел фотографий других францисканских церквей.
На воплощение идеи в картоне ушло почти два месяца. Когда же он принес макет, то первое, что сказал настоятель храма: "Это наш храм!" Это было для архитектора наивысшей оценкой.

Специфика церквей, где отправляют монахи, в том, что они ориентированы на внутреннюю сосредоточенность человека. Придя в храм, необходимо сосредоточиться на своих мыслях и молитве, а не осматриваться по сторонам. Это достигается с помощью света. Окна здесь узкие, спрятанные в нишах, поэтому свет не слепит глаза. А вот верх церкви, напротив, - очень светлый.

Храм является частью целостного церковного комплекса. Арка отделяет церковь от мирской суеты, дорог и базара. Колокольня отовсюду указывает дорогу к храму. А часовни отражают крестную дорогу Иисуса Христа. Позднее позади церкви будет построен полукругом монастырь, который завершит архитектурный ансамбль храма.

До войны в Тернополе было несколько костелов, которые считали жемчужинами архитектуры не только в Украине, но и в Европе. К сожалению, они были разрушены. Сегодня же в нашем городе на углу ул. Коновальца и просп. Бандеры завершается строительство пока единственного римско-католического храма Божьего Милосердия Девы Марии Неустанной Помощи. Кажется, что это наивысшее культовое сооружение нашего города.
На самом деле это не так. Наивысшим является духовный центр, на бульв. Данила Галицкого.
По замыслу, высота римско-католического храма должна быть 42 м к основанию креста. Однако процесс строительства внес свои коррективы - костел стал выше примерно на 2 м. А крест придаст ему еще около 4 м.

Костел кажется высоким благодаря вытянутым формам, которые характерны для католических культовых сооружений. Проектировалось все так, чтобы люди сразу понимали, что это римско-католический храм. В него заложено традиционные системы планирования церкви, однако в архитектурной трактовке - это, конечно, современное здание.

Идею такого храма римско-католическая община Тернополя вынашивала длительное время. Три года ушло только на то, чтобы найти земельный участок, чтобы церковь, построенная на нем, вписалась бы в архитектурное окружение города.

Архитектор, проектируя этот храм, пытался восстановить духовное восприятие Римско-католической церкви, община которой некогда была в нашем городе очень многочисленной.

Неоднократно люди, рассматривая Кафедральный Собор Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на ул. Коновальца, замечали на куполах дыры. Конечно, в действительности их там нет. Как объяснил инженер технадзора по строительству, такой эффект создает нитрид натрия, которым покрыты купола храма. Когда на купола попадает солнечный свет, начинается игра света, которая удивляет и привораживает людей. Однако этот храм имеет особые кресты. Мастера покрывали их сусальным золотом, по старинной технологии. Тоненькие золотые пластинки размером 3x8 см клали на специально подготовленную поверхность и натирали посредством оправленных деревом... костей хищников. И поверхность креста становилась гладкой.

Строительство этого культового сооружения, рассчитанного на 600 прихожан, продолжается уже более 10 лет. Пан Григорий предполагает, что ранее на месте собора был польский кирпичный завод. Закладывая фундамент под храм, строители не раз находили обломки древнего кирпича и даже наткнулись на подземные каналы для вытяжки.

Расписывать собор будет мастер Василий Молоток, который учится иконописи в Сергиевом Посаде (Московская обл.). Интересно, что штукатурка, на которую наложат краски, не будет содержать ни грамма цемента - смесь для внешнего покрытия должна соответствовать старинной "рецептуре". Поэтому и известь для нее промывают в течение двух месяцев несколько десятков раз, чтобы вымыть из нее соли, которые разъедают краску. Благодаря этому со временем роспись не теряет яркость и насыщенность цветов.

Инна ПРИСТУПА,
Диана ОЛИЙНИК
Ольга ПОПОВА,
Анеля ПРОТАСЕВИЧ