RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Кто был строителем Доминиканского собора в Тернополе

Не стоит доказывать, что Доминиканский собор, называемый Катедрой, является одним из символов Тернополя. Ранее он принадлежал отцам-доминиканцам, теперь является Кафедральным собором Украинской греко-католической церкви. Но мало кто знает, что в действительности храм был построен не на пустом месте. Фундационный акт основателя собора и Доминиканский собор в Тернополетогдашнего владельца города Иосифа (Юзефа) Потоцкого (1673 - 1751) свидетельствует, что место под храм было отведено на углу городских валов. Исследователь истории города Изидор Кордуба указывает на существование правительственного инвентаря 1652 года, в который была внесена Украинская православная Марийская церковь. Она стояла на этом же месте. Церковь была существенно повреждена после татарских нападений. Но Юзеф Потоцкий запретил ее реставрировать, а на ее месте основал в 1749 году римско-католический костел с монастырем. Он был отдан в духовную опеку двенадцати польским монахам-доминиканцам. А для их содержания Потоцкий назначил ежегодную сумму в 6 000 злотых и передал им село Стегниковцы. Считается, что храм строили в 1749 - 1779 годах, т. е. в течение тридцати лет, однако достройки продолжались и позже.

На сегодня не выясненным окончательно остается вопрос, кто был архитектором собора. Автором проекта сооружения в советские времена, да еще и сейчас, считали Яна де Витте (де Витт или Вите), известного голландского мастера, который жил примерно в 1700 - 1785 годах. Он был известным военным инженером и архитектором, комендантом Каменец-Подольской крепости. В этом городе он родился и умер, здесь он оставил наиболее известные сооружения. Так, с 50-х годов XVIII века он перестроил в Каменце фасады всех костелов, Замковых и Скорняжных врат. Построил колокольню костела монастыря францисканцев, казармы, пороховые погреба, Подзамецкие и Триумфальные врата и т. д. Он является также соавтором Марийского костела монастыря кармелитов босых в Бердичеве, а также знаменитого Доминиканского собора во Львове (1749).

Однако еще польские исследователи, как, в частности, доктор Мечислав Гембарович, считали создателем собора другого гения позднего барокко Августа Мошинского. Наши справочники подают его имя как Мощинский.
После Рижского мирного соглашения (1921) вернулись в Польшу коллекции рисунков и гравюр, награбленных из королевских собраний в Варшаве и вывезенных россиянами в Санкт-Петербург. Именно в этих собраниях обнаружено оригинальный план костела в Тернополе - произведения Августа Мошинского.

Август Мошинский родился 25 января 1731 в Дрездене в польско-саксонском графском роде, в его жилах текла и королевская кровь. Его мать была известной графиней, законной дочерью Августа II.

Мошинские имели связи с Брюле - Флемингами, чьи великосветские дворы славились художественной жизнью. Наш художник был великим коронным стольником тогда же, когда литовским стольником был Станислав Август (впоследствии последний польский король). Образование получил в Дрездене, затем перебрался в Польшу. Навязал родственные отношения с Потоцкими. Так судьба объединила Дрезден, одно из крупнейших очагов культуры в Германии, с Тернополем и ... Микулинцами. Ведь авторство Мошинского известного костела в Микулинцах (теперь поселок городского типа Тернопольской области) сомнению не подвергается.

Некоторые исследователи сомневаются в авторстве собора в Тернополе, ведь тогда Мошинскому было 18 лет. Но история знает немало гениев, которые проявили себя именно в такие молодые и даже более юные года! Мошинский был не только способным учеником. В коллегиях иезуитов и пияров архитектура была частью науки математики; также архитектуру преподавали в школах военной артиллерии. Так, например, военный Ян де Витте был создателем планов Доминиканского костела во Львове. Кстати, именно в году заложения тернопольского собора известный голландец работал во Львове над тамошним доминиканским костелом.

Этапы строительства шедевра воссоздал доктор Мечислав Гембарович. Первоначальный план в концепции Мошинского был компромиссом между центральным зданием и прямоугольным костелом с главной осью, передней частью которой является главный алтарь. Центральное здание доминирует над другими потому, что сразу подчиняет себе все пространство. Независимо от места, где стоим, мы всегда охватываем целое. Такой план часто использовали в ренессансе. В прямоугольном плане главным является алтарь с центром, который привлекает наше внимание. Такой была художественная основа готики. Оригинальной концепцией Мошинского был компромисс: барокко выбрало эллипс, строение отчетливо направленное, в котором взгляд не останавливается на одной точке, а пространство легко можно охватить взглядом. Следствием этого стало разнообразие - суть барокко. Удаленность отдельных частей стен и их совпадения, что было следствием овального строения, вызывавшее чувство беспокойства. Зрение не имеет ни минуты отдыха.

На таком плане внедрения боковых нефов было смелостью, которая случается лишь в немногих храмах в мире. Три нефа разной высоты были одним из исходных положений базилики, традицией позднего готического строительства, но сочетание тех идей с барокко - это уже самостоятельное произведение Мошинского реализовано как смело, так и гармонично, и полно очарования.

Согласно первоначальному плану Мошинского фасад должен был быть относительно низким, треугольным аттиком, две небольшие башни, большой купол, посаженный на коренастому барабане, как, например, во Львове. Незначительная роль башен, доминирующее значение бани - вот главные признаки первоначального плана. Мошинский имел перед собой образец огромного купола базилики св. Петра в Риме. То были времена, когда Гаэтано Киавери взялся за реконструкцию купола св. Петра, поскольку в нем появились трещины, и бессмертному произведению Микеланджело, крупнейшему творению христианской архитектуры, грозило разрушение. Однако когда такое видение уже должно было быть воплощено под небом Тернополя, все же победила традиция польского отечественного строительства и неразделимый от нее фасад вроде готического с двумя башнями. Большая часть фасада была построена  в три яруса, исключен барабан, снижен и сжат купол, немного накрыт роскошными нащитниками, а на башнях насажены оригинальные шлемы (вероятно, уже в начале XIX века).

Август Мошинский умер 11 ноября 1786 в Венеции.
Позднее храм расписали известные мастера позднего барокко львовяне Станислав Строинский и его ученик Юзеф Хойницкий. Как считает известный археолог-тернопольчанин Олег Гаврилюк, в крипте храма, возможно, похоронен его основатель Иосиф Потоцкий, который умер в 1751 г. Имея обширные владения на землях, оказавшихся под властью Российской империи, внук основателя Станислав Щенсный-Потоцкий приказал нарисовать в храме портрет царицы Екатерины II со скипетром в руках и короной. Хорошо, что после того как восстановленной Украинской греко-католической церкви было передано храм, приход не взял имя Екатерины, и это лишило город ненужных ассоциаций с этой не очень святой при жизни правительницей.

Владимир ОКАРИНСКИЙ