RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Особый статус Зарванице: необходимость или прихоть?

Редко упоминается, что Зарваница - это еще и село, которое через реку соседствует с духовной обителью и в приходской церкви которого находится чудотворный образ Матери Божьей. Паломники, которые приходят или приезжают, возможно, не сразу обращают внимание на то, как выглядит и как живет Зарваница-село. Однако многочасовое пребывание здесь непременно приносит впечатления не только о храмах, но и о сельской улице, дворах, о сельском быте вообще.

Дорогой в Зарваницу можно заметить: если в пригородных, и даже дальше, в козовских селах, много роскошных каменных домов, то теребовлянские села, через которые проезжаем, и которые раскинулись в отдаленной, так называемой Золотниковсокой зоне, скромнее. Зарваница не явялется исключением. Через село - асфальтированная дорога, между ней и дворами - обычный ров и зеленый бережок, ограждение - преимущественно штакетник. Возможно, не везде одинаковый, но год или два назад, когда штакетник из района привезли в село, его должно было хватить для всех.

В центре села - приходская церковь. Она постоянно открыта, потому что сюда идут люди и непременно проходят каркасы из дерева, что перед воротами. Это - торговые ряды, которые оживают в дни отпуста, а между ними не используются вовсе и совсем не гармонируют с церковными постройками. Торговые столы, как правило, сбитые из отходов древесины, и стоят почти вдоль всей улицы, ведущей к духовному центру. Лишь перед мостом церковной атрибутикой торгуют ежедневно.

Такая торговля - своеобразный бизнес для жителей Зарваницы, и торгуют в селе практически все. Это одно из занятий, что дает стабильные доходы и помогает людям выжить в нынешних нелегких условиях. Кое-что достается и сельскому совету: одна гривна семьдесят копеек в месяц за торговое место. Налоговики берут больше двадцати гривен.

Религиозной литературой, большими и маленькими образами, крестиками торгуют и в киосках приходской церкви, и в соборе. В церкви к этому привлекли трех зарваницких жителей. Кроме нескольких бюджетников, в деревне все остальные, если им повезет, зарабатывают преимущественно только на работах, связанных с восстановлением духовной Зарваницы.

В деревне есть библиотека, медпункт, клуб, техработники в этих заведениях. Прилично еще выглядит медпункт, но сельский клуб, если у него и не выбиты окна, все равно, однако, - не образец нарядности.

Уже много веков Зарваница является местом, куда приходят паломники, чтобы помолиться образу чудотворной иконы Матери Божьей, напиться воды из чудодейственного источника. Сложными в прошлом были обстоятельства, при которых существовал, затем был практически уничтожен, а теперь возродился этот безмерно большой по своей силе воздействия на людей духовный центр. Возрождение его стало возможным лишь с возрождением украинской государственности. Больше всего было сделано за несколько последних лет: к 2000-летию рождения Иисуса Христа засияли новые купола собора, колокольни, с любовью упорядочено просторную поляну между лесом и Стрипой, протекающей здесь же, и где в дни отпуста собираются тысячи и тысячи людей . Поэтому Зарваница неизменно ассоциируется со святостью и поклонением, позолоченными куполами и потоками людей. Но величальное и торжественное - всегда вместе, с земным, и даже обыденным.

Тернопольско-Зборовская епархия УГКЦ имеет в Зарванице сорок пять гектаров поля, что выделил в постоянное пользование сельсовет с резервного клина. Когда нужно было нарезать ровцы для посадки картофеля, то отец Владимир Фирман сам садился в трактор. На хозяйстве церкви - гусеничный и колесный тракторы, плуги, остальной необходимый инвентарь. Поэтому на возделывании поля заняты и работники церкви, и семинаристы: в Зарванице учатся первокурсники духовной семинарии имени патриарха Иосифа Слепого, что в Великой Березовице. Избыток урожая обменивают на масло, другие продукты. Для собственных нужд тоже требуется немало.

Церковь организовывает в Зарванице отдых детей: каждое лето их здесь бывает 500 - 600. Когда в Зарванице интенсивно велись постройки, церковь кормила почти пятьсот человек каждый день. Раньше познакомились еще с одним отцом Владимиром. Отец Владимир  Топоровский префект первого курса семинарии, еще он депутат сельского совета. оба отца Владимира - трактористы по совместительству. И хотя оны люди особого сана и имеют особое призвание, их беспокойство вполне понятное, ведь ломти духовного и насущного - с одного святого хлеба.

Если церковники справляются в поле, то значительная часть бывшей коллективной Зарваницкой земли не обрабатывается. Земельные паи люди отдали арендатору. Он, кажется, также священник, но из другой области. Весной из шестисот гектаров было засеяно сто.

В Зарванице вообще церковь деятельная. Она соорудила дорогу через село. Есть такая мысль: если бы священникам раннее доверили проконтролировать сооружение нового водопровода в Зарванице, то строители не положили в землю трубы слишком малого диаметра, что ограничило мощность водопровода и, в результате, он вышел из строя. Село вернулось к старому водопроводу, в котором вода не всегда качественная. Поэтому районная санэпидемстанция уже хотела закрывать сельский водопровод, но куда людям идти за водой: под лес, к святому источнику? Хотя и сегодня с тележками из села сюда приезжают за водой.

Почти все, что сегодня построено или завтра должно предстать в Зарванице, предназначено для церкви. Это и большое Спивоче поле, которое вмещает десятки тысяч паломников, и два дома для приезжих, в которых одновременно, между воскресными днями, отдыхают дети, епископский и реколекционный дома, трапезная. Уже на территории духовного центра, неподалеку собора, возводится многоэтажный дом, который будет служить для обучения семинаристов, и в котором будут иметь приют одинокие престарелые священники. Говорят, если бы это сооружение было закончено вовремя, до приезда в Украину понтифика, то, может быть, речь шла бы и о его посещении Зарваницы.

Каких-то пансионатов или особняков сооружать не будут. Отец Петр-Дмитрий заметил: для отдыха в Зарванице места нет, этим целям служат турбазы, а Зарваница должна давать духовное обновление.

Так, в Зарванице, видимо, уже не может быть случайных застроек, предприятий, промыслов или какой-то коммерции. Ибо хотя по закону о местном самоуправлении здесь правит сельсовет, она, однако, основные свои проекты по развитию территории теперь должна согласовывать с церковными владыками. Вряд ли это является их категорическим требованием, но как же иначе поступать сельской управе при обстоятельствах, если Зарваница становится символом, за чистоту и высочество которого отвечают, прежде всего, сами священники? Следовательно, они имеют право если не диктовать власти свои требования, то предложить считаться с ними.

Зарваницкие священники и в далеком прошлом стремились как можно лучше приспособить село к потребностям духовного центра. Отец Петр-Дмитрий недавно подготовил магистерскую работу о Зарванице. Он изучил множество архивных материалов, рассказывающих об истории чудотворного места и села. Собор и Крестный путь, которые есть сегодня, хотел еще соорудить епископ Никита Будка. А вот о каких планах по поводу зарваницких застроек писал и изобразил это на карте местный священник Андрей Гайовский. Он предусматривал, что в Зарванице должно быть несколько часовен, помещения для служителей церкви, для сестер милосердия, диаконская бурса, отель для интеллигенции, народный дом, бараки (очевидно, для паломников).

Неплохо выглядит сельская мельница на реке. Восстановили ее работу местные монахи, которые, собственно, вернули себе былую собственность. Если бы в прошлом не надругались над святыней, то Зарваница уже давно должна была стать населенным пунктом с развитой социальной сферой, что удовлетворяло бы потребности и духовенства, и паломников, и населения. Ведь надо понять: обустраивая духовную Зарваницу, церковники будут стремиться подчинить себе и территорию, прилегающую к ней, а, подчинив ее, навести здесь порядок. Я узнал в деревне, что все дома, которые сейчас продают в Зарванице, старается купить церковь. Здания могут быть переданы ей и как пожертвования. Конечно, старые дома уже не имеют никакой цены, но вес имеет именно двор - плац, площадь. Как сказал настоятель приходской церкви, отец-декан Петр-Дмитрий Квич, на месте приобретенных в Зарванице жилищ отдельные церковные парафии из области будут строить помещения, где могли бы останавливаться паломники из их деревень, дети, и которые должны стать маленькими духовными центрами. Каких-то пансионатов или особняков сооружать не будут.

Следовательно, уже тогда церковь пыталась позаботиться, чтобы Зарваница стала удобной для всех, кто сюда наведывается. Но тридцать девятый год все изменил. С тех пор власть боролась с Зарваницей. Перед девяностыми годами чудотворное место было огорожено колючей проволокой и, как вспоминает отец Петр-Дмитрий, на том месте, где сегодня надворная церковь, была прикреплена табличка: "Запретная зона".

Не запрещенной зоной, но, по сути, зоной невнимания стала и Зарваница-село. Очевидно, оно было причислено к неперспективным, поскольку здесь уже закрыли даже начальную школу, хотя в прошлом была и восьмилетка, и теперь дети ходят учиться в соседний Вишневчик. В поисках работы кое-кто отправился в областной центр, и даже сегодня доезжает туда. Зарваницкие люди не видят свет в конце тоннеля.

Кто должен делать хоть что-нибудь, чтобы изменить ситуацию в деревне? Не сельсовет, ибо он не имеет денег. Только недавно начали брать копейки за парковку автомашин, за два отпуста собрали семьдесят гривен, и то все используются для оплаты за работу тем, кто убирает село после отпустов. Надежды на государство? Но оно еще не повернулось лицом к Зарванице-селу, хотя неоценимой является его помощь и участие в нынешнем восстановлении Зарваницкой святыни.

Село Зарваница сегодня не может вписываться в местные бюджеты обычными и одинаковыми для всех рядовых деревень строками, не особенно наполненными деньгами. Принадлежит ли Зарванице-селу иметь особый статус? Ответ должен быть утвердительным. Ведь, если Зарваница как духовная светлица, без преувеличения, нужна миллионам людей, и эта светлица ныне счастливо сияет своей небесной красотой, по словам отца Петра-Дмитрия, она должна стать вторым, украинским, Люрдом (первый - во Франции) и духовным центром всей Украины, то прихожая, ведущий к этой горнице, то есть село, за упорядоченностью и настроением его жителей должно быть в гармонии с позолоченными куполами.

Для достижения такой гармонии не надо за государственный счет перестраивать всю деревню или разносить в каждый Зарваницкий дом благотворительные деньги... Но особый статус - это действительно особое внимание. Наконец, это хоть немного больше внимания, чем ко всем остальным. И вряд ли те другие будут считать себя обделенными, если Зарваницу дополнительно профинансируют, потому что есть такая потребность.

Потребность особого статуса следует и из того, как сегодня на практике сотрудничает местная власть и церковь. И хотя церковь является независимым учреждением, в Зарваницком варианте она является равноправным с властями распорядителем судьбы села.

А в Зарванице проживает немного - 303 человека. Зарваницкие люди, преимущественно пожилые, любят посидеть на лавочках у своих ворот и наблюдать за улицей. Ничего удивительного, ведь в село приезжает едва ли не с полмира. Так же взглядами они провожают гостей.

Давайте оглянемся на село. Если провидение даровало ему известность, то пусть не будет оно убогим. 

Михаил ИВАЩУК,
корреспондент "Свободы"
Теребовлянский район