RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Прорусская политика Почаевской Лавры. Почему так?

В Почаева - "монашеское лицо", хотя одновременно оно - и довольно молодое: везде много юных семинаристов, они проводят экскурсии на украинском языке, в котором, однако, много русизмов. Это кажется не удивительным, если сказать, что многие процентов из числа семинаристов являются гражданами Молдовы и России, с Востока Украины. Ребятам из Галичины "пробиться" в Почаевскую семинарию очень трудно.
Открытой пророссийской политики в Почаевской лавре сейчас не ведут, но и украинского духа не чувствуешь. Молодой отец из офиса (так называют маленькую лавочку для распродажи церковной атрибутики и полиграфической продукции) беседует с экскурсантами литературным украинским языком. И контрастируют с ними разложены на палатке исключительно русскоязычные листовки, календари, картины с иноязычными подписями над ликами святых и пожеланиями вроде: "Спаси, Господи" и т. д. На полиграфической продукции никаких выходных данных - ни тиража, ни места печати. Всю эту продукцию Свято-Успенская Почаевская лавра регулярно закупает за немалые суммы, собранные с паломников и туристов, в Софрино, что под Москвой. Десять лет нашей независимости мы щедро вкладываем деньги в развитие полиграфической, церковно-прикладного промышленности нашего северного соседа, думая, что так и должно быть. "В Украине нет таких талантливых мастеров, как в России, там - семейные династии церковных художников, скульпторов. А производство подсвечников, другой атрибутики еще со времен СССР налажено отлично, потому что Софрино обеспечивало необходимой церковной утварью всю страну," - вот такой ответ можно услышать от юных монахов, пожалуй, первокурсников, которых еще не успели научить "нужной дипломатики".
В храме проповеди уже произносят на украинском, да и Богослужения, абстрагировавшись от истории, ведут на церковнославянском языке. Правда, он настолько стилизован под русский, что, наверное, скорее будет сказать наоборот. Думаю, даже тот прихожанин, который с рождения не слышал соседнего языка, регулярно посещая литургии в Свято-Успенской Почаевской лавре, научится русскому.
Согласно статусу Свято-Успенская Почаевская лавра - самостоятельная и независимая часть Московского патриархата. Это означает, что она только канонически подчинена соседу (в частности, на своих литургиях поминает Алексия, патриарха всея Руси). В организационно-кадровых, финансовых вопросах лавра независимая. Несколько лет назад митрополит Украинской православной церкви Московского патриархата Владимир Сабодан назначил на должность настоятеля Свято-Успенской Почаевской лавры Владимира Мороза, здешнего монаха, по национальности молдаванина.
По поводу финансовой независимости, то, покупая для лавры в России всю церковную атрибутику и религиозную полиграфическую продукцию, понятно, какие мощные финансовые ручьи из страны питают российские иконные фабрики, полиграфические комбинаты, которые, кстати, является собственностью Московского патриархата.
Святыня расположена в Украине, основана и построена на пожертвования украинских меценатов и ее вклад для государства должен быть большим. Ежедневно сюда приходят сотни паломников, съезжаются десятки туристских групп, для которых экскурсии платные (для детей - 50 коп., Для взрослых - 1 гривна). Прибыли в лавре огромные, но украинское законодательство освободило лавры, как и другие религиозные организации, от уплаты налогов. Свято-Успенская Почаевская лавра зарегистрирована в Государственном Комитете Украины по делам религий как неприбыльная организация. А это значит, что здешняя бухгалтерия не оплачивает ни налогов на добавленную стоимость, ни на прибыль. Небольшие ежегодные поступления идут разве что за потребленную воду и владельцев технических средств (в распоряжении лавры - десятки автомобилей). Но эти поступления мизерные.
Массовые туристические экскурсии разбивают уже который год кременецкие дороги, но начислений на ремонт автодорог лавра в городской бюджет никогда не платила, поскольку, согласно документации, не занимается легализацией продукции. Все эти нюансы возможны из-за несовершенного законодательства.
Заплатив за экскурсию "по тарифу", вам не дадут ни одного документа в подтверждение этой суммы. Куда идут собранные средства?
Юридически архимандрита Свято-Успенской Почаевской лавры нельзя обвинить в каких-либо нарушениях. Скажем, статья 5 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организаций" гласит: "Все религии, вероисповедания и религиозных организациях равны перед законом. Установление преимуществ или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации относительно других не допускается". Статья 9 Закона еще демократичнее: "Религиозные организации, руководящие центры которых находятся за пределами Украины, могут руководствоваться в своей деятельности постановлениями этих центров, если при этом не нарушается законодательство Украины." Это ли не слишком демократично? Может, стоит поучиться у российских законодателей защищать свои приходы?
Молодой семинарист проводит экскурсию. О чудодейственной Почаевской иконе, целебном источнике и мощах преподобного Иова, эти три крупнейшие святыни, ради которых тысячи паломников ежегодно посещают лавру, он говорит почему-то только в конце своей полуторачасовой рассказы. Зато долго и подробно...

Историческая справка

Почаевская Успенская лавра - известный в Украине и далеко за ее пределами православный монастырь. Название обители, возможно, принесли ее основатели - монахи киевского монастыря с р. Почайны, откуда они бежали от татаро-монголов в 1240 году. По другим сведениям, монастырь основал афонский монах Мефодий, и название обители выводится из чудотворений Божией Матери, которые начались в монастыре. Благодаря деятельности княгини Анны Гойской, которая в 1597 году подарила обители 200 гектаров земли и постоянно финансово ее поддерживала, монастырь возродился. Наибольший его расцвет приходится на годы игуменства преподобного Иова, который защищал и укреплял православие на западе Украины. Вскоре после смерти преподобный Иов был канонизирован, а мощи его хранятся в монастырской пещере. В 1713-1831 годах монастырь принадлежал греко-католической церкви. В 1833 году он получил статус лавры, став объектом особого внимания русских царей как форпост православия на западе империи, за что получал ценные подарки. Жертвовали монастырю князья Вишневецкие и Збаражские, дворяне Малицкие, Калиновские, Долинские. С 1831 г. монастырь стал одним из центров русификации православия в Украине. В начале XX века Почаевская Успенская лавра имела 1370 десятин земли, большой свечной завод, иконописную мастерскую, собственную типографию. Сейчас Почаевская Успенская лавра - православный центр паломничества, в котором содержатся всеукраинские религиозные святыни, чудотворная икона Божией Матери, которую передала инокам еще княгиня Гойская, получив ее от греческого митрополита Неофита, а также след правой стопы Богоматери, который, по преданию, она оставила под время своего появления в 1340 году. На этом месте построен основной храм лаврского ансамбля - Успенский собор.
Молодой экскурсовод рассказывает о Святотроицком соборе, построенном в 1906-1911 гг. архитектором Щусевым, подчеркивая, что он воздвиг мавзолей, а еще акцентирует внимание, что Почаевский собор является копией Святотроицкого Московского. Проходят минуты, а мысли туристов и дальше уходят к России. Экскурсовод увлеченно рассказывает, как собор строили на открытие дома Романовых, как сюда должен был прибыть царь Николай II, как, ожидая высокого гостя, в храме построили беседку-балдахин. Наконец, после продолжительного экскурса в историю соседнего государства, наше внимание пленяет большой светильник, точная, но в несколько раз увеличенная копия царской короны. Николай II в ожидаемое время все же не приехал, лишь направил подарок.
Я бы не имела замечаний, если бы экскурсовод так подробно рассказывал и об истории основного храма Почаевского комплекса - Святоуспенского. Он, кстати, построен на месте, где явилась Богородица, здесь содержится отпечаток ее стопы, чудотворная икона. Думаю, целесообразнее было бы и экскурсию начинать именно отсюда. Храм строился еще в 1771-1782 годах, он старейшая памятка комплекса. Но собор в явно выраженном стиле барокко. Не потому ли в Почаеве избегают рассказов обо всем, что связано с годами, когда лавра была под властью униатов, чтобы не говорить о древнем греко-католическом духе в этой святыни? И еще. Почему так отмечают подарки русского царя, но совсем не говорят, на средства которых украинских меценатов строился Святоуспенский собор, кто из наших славных шляхтичей делал щедрые пожертвования на монастырь? А список был бы немалый.
Чтобы не было слишком голословно можно сослаться на книгу профессора Нежинского, изданную в Почаевской типографии в 1897 году. Он подробно описывает, какие благотворительные пожертвования делал для лавры "основатель граф Николай Потоцкий, староста Каневский". 20 февраля 1774г., читаю в книге, перед закладкой крупной церкви братского корпуса, по желанию Потоцкого, были заключены от монастыря договора с архитектором Готфридом Гофманом как на строительство новых каменных зданий на горе Почаевской, так и на переоборудование старых. Летом началось строительство под непосредственным наблюдением самого Потоцкого, который "почти все это время жил в Почаеве и был душой всего дела. Когда произошла авария на стройке - упала четвертая колонна, то Потоцкий занялся исследованием причины, вызвал за свой счет шесть новых опытных архитекторов, обязаны были все исследовать, чтобы предотвратить другие несчастья ". Кроме этого, Потоцкий пожертвовал деньги на исправление колонны. Все железные материалы, утверждает протоиерей дальше, закупались по указанию Потоцкого на Станиславском горном заводе и на собственных подводах Потоцкого их доставляли в монастырь.
Так почему же, когда экскурсантов ведут к мощам преподобного Иова, не говорят, что именно стараниями Потоцкого сооружена Пещерная церковь, а в 1776 году закончена новая каменная церковь на поле, на том месте, где совершили коронацию чудотворной иконы Божьей Матери? Кстати, Потоцкий заказывал две короны из чистого золота, которые соответствовали величине Почаевской иконы Божией Матери, были освящены папой и доставлены из Рима доктором богословия Бонифатием Физикевичем специально на коронацию.

Нынешнее руководство Почаевской лавры почему-то скрывает от туристов информацию, которая свидетельствует о патриотизме, религиозности, щедрости украинской знати, которая вкладывала деньги в святилище, чтобы прославить родной край и оставить потомкам доказательство своей веры. Преданный Божьему учению, перед смертью граф Николай Потоцкий постригся в монахи и в монашеской мантии, как и завещал, был похоронен в новообразованной им церкви за греко-униатским обрядом, и теперь покоится в склепе под полом у левой стены Успенской церкви, пишет Андрей Хойнацкий.
Но обо всем этом никто из туристов не может узнать...
Сколько денег пожертвовал Николай Потоцкий на лавру? Автор "Сказания о Почаевской лавре" на основе документов считает, что Потоцкий внес чистыми деньгами 2 миллиона 244 тысячи злотых. Но благотворительные пожертвования этого человека гораздо больше. Скажем, из его писем видно, что, отправляя деньги, он не всегда указывал сумму. Если добавить к этим средствам все расходы, связанные с доставкой стройматериалов приглашением архитекторов, с коронацией иконы, - сумма получается очень большая.
Разве граф Николай Потоцкий, основатель Почаевской лавры, не заслужил, чтобы о нем знали потомки? Чтобы о нем упоминали в этой лавре?

 Татьяна ЧЕРЕВЧУК