RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Как принимает Лавра паломников...

Почаевская Лавра встречает прихожан мелодичным перезвоном и шумом цыган: «Сестра, брат, подай, не обходи! Бог не забудет, все простит!» Сестры и братья охотно подавали: кто не хочет иметь хоть одно доброе дело перед Всевышним? А потом, полные энергии и уверенности, что теперь Он просто обязан выслушать их, направлялись к воротам лавры, которая давно стала автономным государством в государстве. Для кого-то такая судьба – благо, а кому-то – лишь убытки…

У ворот нас предупредили, чтобы не больно верили рассказам почаевских гидов. Они здесь, мол, совсем недавно. Местным знатокам, тем, которые собаку съели, изучая историю лавры, на территории святыни проводить экскурсии строго воспрещается. Должно быть, не достойны исполнять такую миссию. Как-то с одной из местных гидов монах чуть юбку не содрал, выкрикивая: «Матушка, а благословение у тебя есть?» А все потому, что она после длительного ожидания украиноязычного гида осмелилась сама провести экскурсию…

Как объяснить то, что в Украине, чтобы помолиться – необходимо постоять в очереди? Не знала этого и моя подруга, которая вместе с немецкой делегацией решила податься на богомолье в Почаев. На просьбу иностранцев рассказать о явлении Богородицы, о чудах монах только повторял: «Грешники вы! Грешники! Покайтесь, ибо день судный скоро! Зачем краситесь, носите грешную одежду? Покайтесь!» Выслушав такие упреки и пророчества, подруга отказалась от экскурсовода. Но дверь храма закрылась перед делегацией. Объяснили тем, что гости не уважают традиций лавры. А без гида, услуги которого, к слову, стоят 1,5 грн, - ни туда, ни сюда. «Поверь, - делилась она позже, - после часа такой экскурсии немцы пообещали, что больше никогда не будут посещать украинские святыни».

Тогда слушала ее и, честно сознаюсь, не верила услышанному. Но когда сама вошла во двор лавры и час провела под палящим солнцем, ожидая украиноязычного гида (хотелось на родном языке услышать о святыне), то поверила… Ожидая, зашла в помещение, на дверях которого была надпись «Экскурсионное бюро». Но в этом «бюро» ни один прихожанин за оплату услуг агентства не получил квитанции. Вместо этого, женщина которая, кроме «выдачи» гидов, еще и продавала иконки, освященные масла и литературу, громко сетовала на докучливых людей. Приобретать здесь ничего не хотелось, какой-то негативной энергетикой веяло от продавца. А что дается неискренне, дается не на счастье. Наш народ все-таки суеверный.

Час спустя появился гид, который достаточно пристойно разговаривал на украинском. Юноша, предупредив, что у нас на все про все всего лишь час, пригласил в храм.

Увиденное поражало. Но приложиться к следу святой стопы Богородицы, из которого когда-то забил чудодейственный источник, или к иконе Почаевской Божьей Матери, которая сотворила столько чудес, большинству из нас не удалось. Нужно было жертвовать или рассказом гида, или очищением. Второе для меня было важнее, поэтому, вежливо дождавшись своей очереди, все же приложилась к ступне. Боже, эту благодать невозможно описать. В такую минуту хочется плакать от счастья. Говорят, тогда Бог рядом. А вот к иконе я, к сожалению, не успела. Экскурсовод бросил, что, мол, сейчас нет времени, а позднее мы, пожалуй, не успеем. Ведь был обеденный перерыв. Я даже предположить не могла, что в храмах тоже есть обеденный перерыв. Пусть священники обедают, а люди могут молиться, могут разговаривать с Богом. У него же нет перерыва на обед. Случается и такое, что график расписан поминутно, а здесь…: ехали, чтобы посмотреть на закрытые двери Свято-успенской церкви.

Зато в Троицком соборе можно было молится вволю. Люди покорно прикладывались к иконе, ставили свечи. «Ты счастливая, - сказала моя подруга, выслушав рассказ о путешествии в Почаевскую лавру, - успела свечи поставить. А я тоже купила, поставила за свое и родных здоровье, стала на колени, чтобы помолится. Но тут какая-то женщина появилась. С криком, что храм Господний нужно подготовить к службе Божьей, на моих глазах потушила свечи, которые только разгорелись. Со слезами умоляла подождать хотя бы минутку. Ответила, что вытянет их и продаст еще раз. Мол, Бог деньги тоже оценит».

Но Иисус, узнав о таком, наверное, повыгонял бы таких святых с храма, как в Иерусалиме, перевернув все столы. Святыня превратилась в торговый центр. Чего не вымолишь, то у монаха купишь. А уважение, сострадание, доброту, веру – купишь? Еще раз задала себе такой вопрос в очереди за святыми просфорами и водой. Монах, не спеша, рассказывал что-то другому слуге Божьему. Очередь все возрастала. Под солнцем жарились не только молодые, но и старенькие, больные. Не выдерживаю. Легонько стучу, чтобы обратить внимание продавца. Тот прикинулся, будто не слышит. Еще раз стучу. Результат такой же. Нервы сдали: «Извините, можно мне просфору и водичку?» Чуда таки бывают. Получаю то, что просила. Благодарю и спрашиваю, когда откроют церковь. Ответа не получила. Может, вопрос неправильно задала?

Но, как говорят, в чужой монастырь со своими законами не суйся. Вот я и не сунула нос. А так хотелось сказать все, что думаю, о такой гостеприимности. А все же, может такими и должны быть терпение и смирение: тебе пощечину в правую щеку, а ты подставляешь левую. В автобусе долго еще решала: то ли я очистилась, то ли больше нагрешила, ведь на душе остался осадок возмущения и недовольства.

Да, я грешница, а кто не грешен? Я и буду отвечать за свои грехи. Может быть, монах уже выпросил себе Царство небесное, поскольку ближе к Богу находится, больше молится, знает то, что не ведомо другим. Но дает ли это право с пренебрежением относиться к тем, кто пришел покаяться? Они такие же люди, как и он, а перед Богом все равны, не зависимо от того, какую веру исповедуют. Если ты надел рясу, принял постриг, то делами своими будь терпелив, добр и чуток к тем, которые не такие смелые, как ты, но все же стремятся познать милость Божью.

Почаевская лавра останется святой, потому что святость ее, вера в ЕЕ силе – в сердце каждого из нас. Вот только б чуточку больше доверия к тем, кто оберегает нетленные мощи, чудодейственную икону, святую воду, к тем, чье призвание – молиться за нас, грешников, чья сутана не является униформой…

Наталья КВИТКОВСЬКА