RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Чудеса под почаевским небом

О том, что Почаевская лавра является одной из наибольших святынь украинского народа - общеизвестно в нашем крае. Вместе с тем мало кто знает, насколько интересна ее история.
Однажды утром (а это происходило, как полагают, в 1246 году) послушники, выйдя из своих пещер после утренней молитвы, увидели Богородицу, что стояла на самой вершине горы в огненном столпе и молилась. На голове ее была корона, а в деснице - скипетр. Видели ее и пастухи, которые пасли здесь овец.
Показав себя людям ослепительно ясной, Она поднялась с земли на небо, оставив на скале след правой Стопы. С минуту постояла на твердом камне, а след отпечатался, как на расплавленном воске, и остался навечно. След этот с того времени наполняется водой, которая уже почти восемь веков приносит исцеление страждущим.
Вскоре у подножия горы послушники построили небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. А сама гора, как и след Исцеляющей Стопы, еще четыреста лет оставалась открытой.
...В 1559 году по дороге из Афона в Москву проезжал здесь греческий митрополит Неофит. Очевидно, сюда привело его желание поклониться благодатной Ступне. Здесь высокого гостя встретила украинская помещица Анна Гойская, которая после смерти своего мужа земского судьи Волыни Василия Гойского проживала в имении под Почаевом. Она и уговорила митрополита отдохнуть с дальней дороги некоторое время у нее. Уезжая, в благодарность за гостеприимство и богопочитания Анны Гойской, митрополит на прощание благословил ее иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя. Лет тридцать простояла икона в ее домашней часовне. И здесь стали замечать, что идет от нее необычный свет. А вскоре убедились, какие чудеса она может делать. В Анны был родной брат, Филипп Козинский, слепой от рождения. Сестра посоветовала ему молиться перед подаренной ей иконой. И произошло чудо: искренне помолившись, Филипп впервые увидел свет, предметы, людей. Тогда-то и решила Гойская, что чудотворная икона должна служить всем и, собрав послушников и священников, много людей, с крестным ходом и пением перенесла икону на гору Почаевскую и отдала на вечное хранение монахам, которые жили в тамошних пещерах. И щедро наделила устроенный ею монастырь всем необходимым для его процветания в те времена.
...В 1551 году на Покути, вблизи Коломыи, в семье Ивана и Агафьи Железо (именно так написано эта фамилия рукой самого Иова) родился мальчик, которого тоже назвали Иваном, который с малых лет проявил склонность к уединенной, благочестивой жизни. Ему не исполнилось и десяти, когда покинул отчий дом и ушел в Угодницкий монастырь, где попросил игумена позволить ему служить братчикам. Своим послушанием и желанием услужить каждому вскоре завоевал всеобщую любовь и уважение. В 12 лет принял постриг в монахи с наименованием Иов. В 30 лет стал священником. Слава о нем уже распространилась среди христианского мира. Дошла и до князя Константина Острожского, который собирал лучшие силы для укрепления русской церкви. По его коленопреклоненной просьбе Иов с Угорницкого монастыря был переведен в Дубненский. Впоследствии дубненские монахи избрали Иова своим игуменом, и в этом сане он находился здесь почти 20 лет. Будучи образцом благочестия, преподобный Иов поднял нравственно-духовный уровень вверенного ему монастыря.
Через некоторое время преподобный Иов тайно уходит из монастыря, чтобы уберечься от светских похвал и стать снова простым послушником.
Почаевский монастырь только что получил богатые пожертвования от Анны Гойской. Монахов в нем становилось все больше. И Иова, который только обжился на Почаевской горе, стали слезно умолять быть их игуменом. К слову: ни письменные, ни устные источники не сохранили имен предыдущих настоятелей. Значит, Иов был первым настоящим Почаевским игуменом.
Великий аскет, сторонник тишины и пустынной жизни, он ревностно берется за Богом посланную ему дело.
Налаживает здесь и издательское дело. В 1618 г. открыто типографию в стенах Лавры. И связана она прежде всего с именем Кирилла Ставровецкого, известного как Транквилион.
Еще Анна Гойская приобрела четыре печатные станки, которые долго и верно служили монастырской типографии, что уже в XVIII веке стала одной из самых мощных на Волыни, ее издания были прекрасно украшены украинскими граверами Адамом и Иосифом Гочемскими, Андреем Голотой, Иваном и Федором Стрельбицкими, Иваном Филиповичем.
А летом 1674 в Почаеве произошло то, что еще раз показало непобедимую силу молитвы к святой заступнице. Огромное войско численностью 50 тысяч под руководством Нурредина, султана татарского, сунули на Львов. На их пути оказался незащищенный Почаевский монастырь. Уже сожжены окружающие здания, убиты двое монастырских братьев...
Ранним утром 23 июля противник начал подготовку к штурму христианской обители. А внутри игумен Иосиф Добромирський собрал всех находившихся здесь, молиться перед иконой Матери Божией Почаевской. И только начали петь кондак первый, как над Свято-Троицкой церковью появилась сама Царица Небесная с распростертым омофором в руках, небесными ангелами и преподобным Иовом, который оставил этот мир 1661 года, прожив ровно сотню лет. Их увидели неверные и начали посылать стрелы в небесных защитников, но стрелы возвращались назад и попадали в нападающих. Те запаниковали, побросали оружие и бросились наутек. Ободренные успехом, правоверные стали догонять врагов и даже многих захватили в плен. Согласно лаврским записям, несколько пленных изъявили желание остаться, приняли христианство и доживали век в Почаивском монастыре.
...В 1649 г. знатные и богатые супруги Ева и Теодор Домашевские, которые, в отличие от многих других их состояния, жили по законам родительской веры, свели на вершине горы Почаевской над Божественной ступней великолепный каменный храм во имя Пресвятой Троицы. Сюда принесли чудотворную икону и установили в иконостас над царскими вратами. Кроме того, Домашевские дали обители большую сумму денег, прося лишь после смерти похоронить их в построенном ими храме, что и было исполнено.
При возведении Успенского собора храм подвергся разрушению и поэтому нуждался в серьезной реконструкции. Новый Троицкий собор был сооружен уже в начале XX в. (1906-1911 гг.) по проекту архитектора О. Щусева.
...В 1759 г. проезжал здесь большой вельможа - граф Николай Лотоцкий, который жил в своем имении близ Люблина, неподалеку Галичины. Назывался он старостой Каневским и воеводой Белзским, происходил из католической семьи. И был Николай Потоцкий носителем худших, чтобы не сказать отвратительных, рис потомственной польской аристократии - чрезвычайно надменный, жестокий и дерзкий до исступления. В сердцах мог не только прибить, но и убить любого. Вот едет господин, покачиваясь в богато украшенной коляске, и вдруг лошади испугались, опрокинули коляску и понеслись дальше. На земле остались вельможа и кучер. Вскочив на ноги, господин взялся за пистолет. Перепуганный кучер только и успел произнести: "Матерь Божия, прелестная в иконе Почаевской, спаси меня..." А граф стреляет. И чудо - нажимает курок, а с дула - ни звука, ни огня. И раз, и два, и три... Несколько секунд удивленно смотрит на пистолет, который до этого никогда не давал сбоя, только потом до него доходит медленно, что некая высшая сила сдерживала курок, и испытывает непреодолимое желание увидеть икону, к которой обращался кучер. Как раз подвели коней, и граф распоряжается ехать в монастырь. Заходит в храм, видит икону и со слезами покаяния падает на колени перед образом Царицы Небесной. И созрела тогда в душе богача мысль услужить своим большим достатком богоугодному делу.
в 1771 году он заключает договор с крупнейшим на то время архитектором - немцем Готфридом Гофманом, как на строительство новых каменных сооружений, так и на перестройку старых. Не теряя ни дня, граф начинает грандиозное строительство.
Безвыездно живет в Почаеве, под его надзором одиннадцать лет продолжаются строительные работы. В помощь приглашает львовского архитектора Ксаверия Кульчицкого и даже императорского зодчего Полиевского из Петербурга, не останавливаясь ни перед какими затратами. В 1774 г. закончено сооружение первого храма - церкви св. Великомученицы Варвары, стоящей на южном склоне горы под самым Успенским собором. В 1864 г. ее освятили вновь во имя преподобного Иова и назвали пещерной. В 1781 г. для временного служения освятили и Успенский собор, хотя там еще предстояло провести работы по благоустройству, так что чудотворный образ Почаевской Божьей Матери перенесли сюда аж 1791 года, после полного завершения строительства.
Не ограничился возведением храма граф Потоцкий, во славу Божию совершил еще одно дело, которое было если и не самым важным в духовном смысле, то уж точно самым ярким, самым знаменитым эпизодом в истории Лавры всего XVIII века - это коронация иконы Почаевской. Его стараниями в Риме было изготовлено короны из чистого золота, которые освятил Папа. Коронование состоялось 8 сентября 1773 года, и было чрезвычайно многолюдным.
Умер Н. Потоцкий в апреле 1782 г. и, согласно его завещанию, похоронен он в склепе под полом Успенского собора по греко-униатскому обряду. Более того, перед самой смертью он с разрешения Папы был пострижен в монахи.
Красоту и неповторимость Успенского храма оценил в 1842 г. и сам российский самодержец Николай I, который восторженно назвал его "произведением дерзкой архитектуры».
В 1832 г. монастырь силой подпадает под власть Москвы. Параграф первый царского указа, изданного в том году, гласит: "Почаевскую Успенскую обитель по многочисленности стекающихся в оную богомольцев, по великолепию ее церквей, обширности и огромности зданий, учредить православным монастырем 1-го класса, присвоив ей наименование Лавры".
...Осенью 1846 года прибыл сюда по заданию Археографической комиссии, созданной при Киевском университете, Тарас Григорьевич Шевченко. Несколько дней пробыл здесь Великий Кобзарь, встречался с монахами, прихожанами и священниками, вел беседы, расспрашивал, записывал, слушал богослужение. Всему христианском миру оставил свои четыре божественные акварели (а к ним - десятки эскизов карандашом), на которых изобразил Лавру с разных сторон. Кое-что из изображенного им уже не увидишь сегодня, например, как на картине "Почаевская лавра с юга", где видно небольшую колокольню, которую в конце XIX в. полностью заменили. В современной колокольне расположено 13 колоколов и среди них есть т. н. Великий колокол. Он действительно самый большой из сохранившихся в Украине и весит 719 пудов 14 фунтов.
 На фасаде бывшего Архиерейского дома в 1964 г. установлена мемориальная доска: "В этом доме осенью 1846 года проживал великий украинский поэт-революционер Т. Г. Шевченко". Но в последнее время она периодически исчезает. И невольно возникает вопрос: не по вине хозяев, случайно? Поэта ведь российские власти никогда не жаловали...
Уникальность Почаевской лавры определяется архитектурой, где переплелись разные стили: псевдовизантийский, древнерусский теремной, классический, барокко и классицизм, которые вместе создали неповторимый ансамбль с великолепным внутренним и внешним убранством. Здесь на стенах зримо прочтете историю христианства и увидите множество сюжетов на местные темы, есть и несколько росписей самого Николая Рериха. Аж четыре (!) святыни: Ступня Божией Матери (в мире всего две: в Почаеве и Испании), Чудотворная икона Богоматери Почаевской, мощи преподобных Иова и Амфилохия - славных подвижников веры Христовой и земли украинской. Воистину имеем на Тернопольщине чрезвычайную ценность.

Сергей ГРАБОВОЙ
Галина МЕЛЬНИЧЕНКО