RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Трембиты зовут, брынза ждет!

Гуцульская брынза - праздник возвращения пастухов с полонин (горных долин) домой. Каждый год в апреле они выходят со скотом высоко в горы на широкие полонины, где остаются до начала сентября. На полонинах они заботятся о скоте, доят его, часть свежего молоко передают при случае хозяевам, а с остального делают сыр, брынзу, вурду, будз. Поработав целое лето в горах, пастухи возвращаются домой и устраивают большой праздник - фестиваль "Гуцульская брынзя".

На такой фестиваль задумали попасть и мы в этом году 4 сентября в г. Рахов. В организаторов фестиваля - Дома культуры города Рохова - мы еще за неделю до события разведали программу акции. Поскольку в этом году "Брынзя" проходит одновременно с XV Гуцульским фестивалем, то праздничная программа должна была начаться еще в субботу 3 сентября. В этот день запланировали провести концерты лучших ансамблей всего района, победителей ждали с гала-концертом в воскресенье. Все должно было сложиться прекрасно, только б погода не подвела - такими были ожидания организаторов.

И вот праздничный день пришел. 4 сентября в 12.00 мы в Рахове. Уже с самого утра главной улицей города прошел парад сел, и теперь каждая деревня заняла отведенное ей место на территории живописного парка "Буркут". Вместе с длинной колонной любознательных мы поднялись на лужайку, где начался праздник. Во входной части парка разместились палатки с изделиями народных мастеров, где можно было купить лижныки, вышыванки, украшения, деревянную и глиняную посуду на любой вкус и, говорят, дешевле, нежели в Яремче или на Яблунецком перевале. Так, стоимость лижныка в Рахове - 150 грн, а в Яремче - 280 грн. За торговой площадкой, на певчем поле происходило награждение победителей вчерашнего конкурса исполнителей, вскоре должен был начаться гала-концерт, поэтому у нас был еще час, чтоб обойти наиболее интересную часть парка - выставку сел.

Развернулась выставка над певчим полем, каждое село сделало как бы двор, где выставило все самое лучшее, на что способны его хозяева и хозяйки. Главное, что было у каждого села, - это выставочный стол с самыми разнообразными блюдами, в которых гармонично соединились фантазия и мастерство хозяек. Некоторые традиционные гуцульские блюда мы даже попробовали: банош - кукурузная каша, приготовленная только на сметане, в которую добавляют шкварки и брынзу; бограш - тушеные овощи с мясом и большим количеством юшки; палачинты - блинчики с брынзой или вурдою; и изобилие сыров.

Сыр, брынза, вурда, будз - это главные виды гуцульских сыров. Отличаются они по цвету, вкусу, структуре и технологии приготовления. Сначала молоко скисает, его проваривают, появляются сгустки сыра, их вынимают руками, формируя шары величиной с баранью голову, вывешивают, чтоб процедился и спрессовался. Сыр мелко перетирают с солью и сберегают в деревянных кадках уже брынзу, поэтому настоящая гуцульская брынза должна рассыпаться и быть изрядно соленой, а не упругой и влажной как в магазинах. То, что предлагают в наших магазинах - это скорее просто гуцульский сыр, именно так он и выглядит. Если сыр прокоптят - это будз. Будз сберегают в колыбах на полках, прикрыв мешковиной, а корка у него как у хлеба - толстая и коричневая. После того, как из кислого молока вынули сыр, все что осталось - мягкая сырная масса - это вурда, с нее также могут формировать шары, но они уже не такие упругие, как сыр и легко рассыпаются, если прикасаться ложкой. На вкус вурда - нежная и просто растворяется, если прижать языком к небу.

Казалось бы, что молоко у всех практически одинаковое (варят ведь по одним традициям), но все-таки смакует брынза в каждом селе по-своему, вот и сходятся хозяева на фестивали, обмениваются советами и рецептами, угощают соседей и гостей, да и сами причащаются.

А какое разнообразие уборов на Гуцульщине: оранжевые заплатки и вышиванки в Космаче, красно-черная одежда в Косове, румынские белые штаны и сорочки в Белой Церкви, веселые бамбончики на безрукавках с Лугов. В день фестиваля в традиционные наряды одеты и бабушки, и дети, и внучата. Юноши преимущественно ходят с топориками в роскошных шляпах. В Карпатах по размеру шляпы и в наше время могут сказать, с какого села человек.

А музыканты - это просто сказка! За каждым столом – своя песня! Разогретые вкусными блюдами и напитками, виртуозы демонстрируют ловкость. Цимбалы, сопелки, барабан и скрипка - неготовому слушателю сначала непросто выделить мелодию среди этого шума инструментов, но через несколько минут вырисовывается настроение, ритм, мелодия. Звук трембиты на общем фоне придает песни особенного колорита. Удивительные мелодии гармонируют с фантастичными деревянными изделиями: мозолистые старцы и растрепанные мавки из извилистых корней, инкрустированные бисером тарелки, глиняные кувшины и полумиски – кропотливая и искусная работа.

Наслушавшись и наевшись, мы в полной мере удовлетворили все культурные, этнографические прихоти и полные впечатлений от Гуцулии продолжили путешествие по Карпатам. Еще несколько дней нам будет сниться красочная одежда и звон цимбалов. А вывод один - какие удивительно одаренные у нас люди! Какие прекрасные традиции! Жаль, что осталось таких мест совсем мало. Следует чаще посещать такие фестивали и не только в Карпатах, но и в центре и на востоке Украины, вот тогда мы поймем, в какой замечательной стране мы родились и постараемся сделать для нее много-много полезного!

Юлия КАШУБА