RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

О тех, кто останавливал мгновенье

В старых фотографиях - особый магнетизм, поэтому их хочется пересматривать и пересматривать. А кто, интересно, делал первые фото наших дедов-прадедов?

В Тернополе фотосалоны появились во второй половине XIX века. Это были так называемые салоны "фотографии кабинетной". Помещения выделялись сплошной стеной больших окон, что способствовало хорошему освещению. Там на фоне декораций делали фотопортреты, семейные и брачные фотографии, потом они наклеивались на картонную основу - паспарту, на котором, как правило, выжимали имя владельца фотоателье, а также отмечали, где хранится клише. Интересно, что тогдашние тернопольские негативы хранились в Вене.

історія ТернополяОдним из древнейших известных тернопольских фотографов был Альфред (Антон) Силькевич. Родился он в 1855 году в Тернополе в семье военнослужащего. Во время поездок с отцом, который часто бывал по служебным делам во Львове, Кракове, Вене, юноша познакомился с фотоделом и увлекся ним. Учился фотоделу он во Львове, совершенствовал профессиональные навыки в Праге. Родители помогли сыну приобрести необходимое оборудование для открытия собственного фотосалона.

Именно Силькевичу принадлежит ряд известных фотопортретов, среди которых две фотографии юной Соломии Крушельницкой в национальной одежде, бургомистра и писателя Владимира Лучакивского и многих известных артистов театра "Русская беседа".

В июле 1887 года в Тернополе, состоялась Вторая краевая этнографическая выставка, в ходе которой А. Силькевич сделал альбом из 50 фотографий крестьян в праздничной одежде из разных регионов Галичины и Буковины. Фото мастера донесли до нашего времени память, красоту и своеобразие народных нарядов. Часть тех фотографий хранится сейчас в фондах Тернопольского краеведческого музея. Они высококачественные и хорошо сохранились. Есть свидетельства, что "фотография кабинетная" А. Силькевича начала работать в Тернополе примерно в 1881 - 1882 годах. В конце же XIX века следы ее затерялись.

В семейных альбомах тернопольчан до сих пор можно найти фотографии еще одного известного в старом Тернополе фотографа Брунона Калишевского. На обратной стороне паспарту - графическое изображение каменного дома, где содержался салон (начал работать примерно в 1895), и надпись на польском языке: "Художественное фотоателье, Брунон Калишевский - Тернополь, Пассаж Адлера, собственный дом". Кроме портретов и семейных снимков, у этого фотографа-художника есть серия фотографий тернопольских костелов. Он запомнился тернопольчанам тем, что передвигался с помощью деревянного протеза. Его, участника польского восстания 1863 года, знали еще как активиста ремесленного объединения "Гвязда". На фото этого мастера, кроме упоминавшегося адреса, - Пассаж Адлера (теперь улица О. Кульчицкой) - есть еще и улица Мицкевича. Какая из них древнее, установить не удалось. Умер Калишевский в 1935.

Примерно одновременно с салоном Калишевского начало работу фотоателье Юдита Голендера. В торгово-промышленном перечне королевства Галичина 1906 год есть упоминания также о тернопольских фотографах Зигмунде Атласе и Пинкасе Пехтере. Кстати, имя последнего сохранилось на почтовой открытке с видом Иезуитского костела в Тернополе (построен в 1901 году). Местная пресса 1911 упоминает еще об ателье Юркевича, расположенного "на ул. 3-го Мая (современная улица Сагайдачного) в каменном доме Стефана Невгоффа".

История Тернополя зафиксирована и благодаря объективам Вольфа, Вильгельма и Леопольда Ляубов. Есть документальные свидетельства, что Вольф Ляуб начал работать в городе в 1905 году и жил на улице Мицкевича. Именно фотографии В. Ляуба, напечатанные как открытки, донесли до наших дней память о бурных днях марта - июня 1917, зафиксировали разрушенный город во время Первой мировой войны. Имена Ляубов находим и на многих фотографиях в краеведческих изданиях и на семейных фото. Документы начала 1939 года свидетельствуют, что Вильгельм Ляуб был владельцем фотосалона в Пассаже Адлера, 2, а в четвертом доме на этой улице жил еще один тернопольский фотограф - Леопольд Ляуб. Следует заметить, что работы упомянутых мастеров отличались не только качеством, но и художественным вкусом.

Хорошо известными в Тернополе 20 - 30-х годов прошлого века были также фотосалоны Людвика Мюллера на улице Мицкевича (современный бульвар Т. Шевченко) и 3-го Мая. На Русской действовало украинское фотоателье Ивана Ярмолюка. Кстати, на открытке, изготовленной в этом ателье, изображен чудотворный образ Матери Божьей в церкви Рождества Христова.

Заметное место различных фотосалонов в культурной жизни Тернополя объяснялось тем, что сделанные там фотографии становились своеобразной летописью жизни города. Добрую славу в этом ремесле зажили тернопольские фотографы-любители, среди которых следует выделить гимназических учителей Р. Миколаевича и А. Ленкевича. Их фото печатались в журналах и на почтовых открытках. О заинтересованности фотографией как произведением техники и искусства свидетельствовало создание в Тернополе в 1931 году Украинского фотографического общества ("Уфото"), инициатором которого был учитель гимназии "Родной школы" Роман Миколаевич. Общество содействовало развитию фотоискусства и помогало начинающим фотографам совершенствовать практические навыки. Филиал "Уфото" объединял от 15 до 24 любителей фотодела и имел собственные фотоаппарат и мастерскую. Во время празднования в 1932 году 50-летнего юбилея "Родной школы" общество уже мало официальное разрешение на фотографирование. Среди интересующихся в то время фотоискусством, были тернопольчане: Степан Кутовой, Елена Боднар, Богдан Остапьюк, Ольга Щурко, Люба Будная, Ярослава Зирочок, Остап Цвечек, Мария Миколаевич, Иван Олексишин и другие. А центральное представительство "Уфото" во Львове начало в 1933 году издавать журнал "Свет и тень", восстановленный и хорошо известный в наши дни.