RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

О машинах, возивших тернопольчан лет 100 назад

Рассказ пойдет о "колесах" Тернополя. 1886 год вошел в историю как год создания автомобиля. Очень быстро он появился и на тернопольских улицах.

история ТернополяУже в 90-х годах XIX века серийный выпуск автомобилей с бензиновыми двигателями разворачивается во многих странах, в том числе в Австро-Венгрии, в состав которой входила Тернопольщина (австро-венгерской маркой стала "Татра" - один из первых автомобилей, в котором было установлены тормоза не только на задних, но и на передних колесах).
Первые автомобили, как видите на фото, выглядели довольно интересно. Полностью открытые кузова без тента и ветрового стекла, но с дверцами назывались "торпедо". Открытые кузова со съемным тентом называли "фаэтон". Если кузов имел два ряда сидений, то такие автомобили называли "дубль-фаэтон". Появились уже и "лимузины". Правда, полностью закрытый салон был у них сначала только для пассажиров, а водитель сидел впереди на лавке и его защищал только легкий навес над головой (позднее - ветровое стекло). Своеобразным гибридом открытого и закрытого кузова стал "ландо", задняя стенка которого в верхней половине была мягкой, поэтому откидывалась назад и складывалась в гармошку.

Машины тогдашней власти

В сентябре 1923 года городской магистрат покупает за 40 миллионов тогдашних польских марок в местной фирмы "Подолье" Станислава Ольшанского грузовой автомобиль "Лаурин ет Климен". Собственный вес грузовика составлял 3945 кг, грузоподъемность - 5 тонн, он был зарегистрирован в отделе безопасности движения государственной команды полиции под номером ТК-9008. Из документа о техническом осмотре этого автомобиля от 8 апреля 1925 узнаем о технических характеристиках грузовика. Это была модель 1900 года, четырехцилиндровая, система зажигания - магнитоэлектрическая, система передачи - цепная, торможение - ножное и ручное, длина - 6,9 м, ширина - 2,08, высота - 1,7 м.

Впоследствии в городском хозяйстве появились и другие автомобили - особый санитарный "Фиат", грузовой 3,5-тонный "Паккард", 2,5-тонный "Фиат" с помпой для тушения пожаров, полугрузовой однотонный "Фиат", 2,5 -тонный "Урусус" польского производства, грузовик "Вормаг" и легковой "Форд".

Несколько служебных машин было и в распоряжении воеводского управления (тогдашнего органа власти на Тернопольщине). Это были в основном семиместный "Бьюик" и пятиместные "Форды" и "Шевроле". Легковые служебные автомобили - пяти-, четырехпроводный "Форд" и "Додж" - имела госкоманда полиции. Легковушкой "Фиат" пользовалось командование 54-го пехотного полка, находившегося в Тернополе. Полуторатонный полугрузовой "Фиат" был в распоряжении тернопольской добровольной пожарной охраны. Дирекция общественных работ в Тернополе (к ее ведению входили и вопросы состояния дорог) владела служебным "Бенц-Гадденау».

"Свидетельство нравственности" для водителя

Владельцами первых легковушек различных марок стали и состоятельные тернопольчане, в основном, представители интеллигенции и богатые землевладельцы из окружающих сел.
история появления первых машин в ТернополеИнтересно, кстати, в 20 - 30 годах ХХ века автомобили имели в основном представители интеллигенции, среди которых, в частности, и Владимир Ленкевича - 1934, известный врач-украинец Богдан Свистун и Лев Цегельский (последний - преподаватель украинской государственной гимназии, после ее закрытия в 1930 году и лишения труда подрабатывал шофером в украинской кооперации).

Самыми распространенными марками тридцатых годов были "Форд", "Фиат", "Шевроле", "Ситроен", "Татра", "Бьюик", реже "Крайслер" и "Студебеккер». Уже в 20-х годах частные автомобили начали использовать как такси. Появились первые автобусы. Первая стоянка для автобусов, курсировавших по Тернопольскому воеводству, находилась недалеко от приходского костела (теперь на этом месте центральный универмаг). Заправка автомашин же располагалась в районе современной Театральной площади, а еще одну впоследствии открыли на углу улицы Князя Острожского.

На территории Тернопольщины действовали такие автобусные линии: Тернополь - Микулинцы, Тернополь - Скалат и Тернополь - Львов. Обслуживавшие эти линии частные автобусы принадлежали отдельным предпринимателям или их объединениям.

Получить представление о тогдашнем развитие автотранспорта помогает статистика. Если в 1926 году на территории Тернопольского воеводства было 44 легковушки, 11 грузовиков и 2 автобуса, то уже в 1930 году легковых машин стало 240 (из них - 30 такси, грузовых - 43, автобусов – 48).

Техническую помощь автомобилям и автобусам предоставляли механические мастерские Ольшанского на улицах Шептицкого и Россля на Загребелье. А на улице Мицкевича (современный бульвар Т. Шевченко) действовали шоферские курсы, которые готовили водителей для всех видов транспорта. Интересно, что чтобы получить водительские права, кроме теоретических знаний и практических навыков езды, а также справок о состоянии здоровья и места проживания, необходимо было представить так называемое "свидетельство нравственности" - как правило, его выдавал местный приход, оно являлось своеобразной характеристикой. Кстати, из прошедших экзамен в 1931 году 208 кандидатов, шоферские права получили только 140. Вопрос о штрафах и лишение права на вождение транспортным средством рассматривался только в судебном порядке.

С развитием автотранспорта создаются автомобильные курсы, пропагандирующие возможности механизированного способа передвижения. Этому способствовала и организация автопробегов. В 1928 году Варшавский автомобильный клуб организовал автопробег, трасса которого проходила через Тернополь; в нем приняло участие 30 машин. Накануне организаторы акции обратились в местные органы власти с просьбой обеспечить надлежащий порядок на дорогах, поскольку, как предостерегали, скорость будет значительной. Особое внимание обращали на конный транспорт, поскольку перепуганные лошади могли привести к столкновениям и авариям.

О пробеге одна из тогдашних тернопольских газет сообщала так: "19 июня из Тернополя в направлении Микулинец проехало 30 автомобилей, которые участвовали в автомобильном пробеге. Проезд прошел без происшествий, поскольку порядок на дороге поддерживали отряды скаутов и полиция". Второй пробег, трасса которого пролегала через Тернополь, был организован Волынским автомобильным клубом в конце мая 1930. Участие в нем принимали спортивные и туристические автомобили, как с открытыми, так и с закрытыми кузовами. Участники должны были владеть международной спортивной лицензией, выданной одним из клубов, а автомобили разделялись на классы соответственно объему цилиндра.