RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Кто поджег Доминиканский собор в Тернополе

17 сентября 1939 Тернополь оккупировала Красная армия. За годы советской власти события "золотого сентября" 1939 трактовались однозначно положительно, как воссоединение. При этом замалчивались преступления коммунистического большевистского режима, которые совершали "освободители" после освобождения. С приходом большевиков сразу же начались небывалые репрессии против тех, кого причислили к врагам советской власти. И что особенно печально, в них, кроме "освободителей", активное участие принимали местные коммунисты.

история храмов города ТернополяОккупировала Тернополь Красная армия в 15:00 17 сентября 1939. В тот же день вечером начались массовые аресты. Как отмечает польский исследователь истории Тернополя и его тогдашний житель Чеслав Блихарский, аресты проводили при активной помощи услужливых информаторов, которые происходили из рядов бывшей и немногочисленной Коммунистической партии Западной Украины (КПЗУ) и еврейской бедноты. Они появились на улицах с красными повязками на левом плече. Это означало принадлежность информаторов к "красной милиции". Она выискивала в городе дома семей полицейских, военных, в частности офицеров и унтер-офицеров, юристов, государственных служащих, а также деятелей всех (кроме коммунистов) политических партий, владельцев имений, т. е. кулаков и священников.

По свидетельствам Блихарского, в ряды милиции входили преимущественно евреи с улицы Подольской Нижней (в районе современной Танцорова), которые были одеты в польские плащи и вооружены польскими карабинами, с теми же красными опасками. Была это городская пена, значительную часть которой составляли профессиональные воры. Произошла такая странная перверсия: бывшие воры стали "ментами" (это слово употреблялось и тогда). Они уже сами обшаривали дома, искали тех, кто оказался вне закона, и отправляли в тюрьмы.
Сразу же началась борьба с христианскими церквями. В этой борьбе новая власть и ее сторонники не гнушались самыми грязными провокациями. Жертвой такой провокации местных коммунистов стал и собор отцов-доминиканцев (нынешний греко-католический собор) в Тернополе. Они подали ложную информацию командирам Красной армии, в результате чего 19 сентября сгорела значительная часть этого памятника мирового значения. В донесении говорилось, что будто с маленькой башни на куполе собора "польские офицеры" стреляли в "освободителей".

Утром 19 сентября советские воины поставили перед костелом пушки, периодически обстреливали фасад и башни храма, который в зарубежных путеводителях был назван жемчужиной позднего барокко. Отец Фабиян Мадура только закончил отправлять Мессу в соборе и застал в захристии советских солдат. Ему приказали снять литургические одежды, сутану, оставшись только в рубашке и брюках. То же приказали присутствовавшему там брату Яцкову Матадзе. Потом вывели наружу и приказали стать под стеной монастыря. После протеста брата Яцка, что с башни никто не мог стрелять, потому что она заперта, ему приказали подняться с сопровождением туда. Оказалось, что там действительно никого не было. Несмотря на это, стрельбу не прекратили, и башни быстро загорелись. Приехала городская пожарная стража под руководством ее руководителя Галянта, чтобы потушить огонь. Пожарные влезли на крышу, но их обстреляли, и они были вынуждены отступить с тяжело раненым Галянтом. Подразделение Красной армии запретило тушить пожар под угрозой смерти.

А тем временем бойцы ворвались в монастырь (теперь здание Государственного архива Тернопольской области) и, переходя из кельи в келью, грабили и уничтожали, что могли. Обидно, но есть сведения, что в грабеже участвовали и местные люди, в том числе бывшие квартиранты доминиканских зданий, их поощряли советские воины: "Бери, теперь ксендзов не будет!" Через лестницы на башне огонь добрался внутрь собора. Вскоре вспыхнули органы и боковые алтари. Сгорело много украшений храма. Украшения из золота и серебра расплавились, значительный ущерб был нанесен ценным фрескам, в частности работам известного барочного мастера Станислава Строинского, а также кровле храма. Удалось спасти только чудотворный образ Матери Божией, четки из главного алтаря и скульптуру Матери Божией, ломающей молнии ярости Божьего гнева (впоследствии вывезены в Польшу). По некоторым данным, тогда не было уничтожено только захристию.

Через монастырские ворота въехали автомобили, в каждый из которых был принудительно посажен один монах в окружении вооруженного сопровождения. Конвой доставил их во временное помещение НКВД. После нескольких допросов отцов Антонина Гронисевича и Фабияна Мадуро уволили. Брат Яцек Матога за несколько дней перед тем сумел бежать, воспользовавшись помощью тюремного сторожа-поляка.
Английский историк Кейт Сворд оценил это варварское нападение на костел отцов доминиканцев как одно из самых значительных разрушений культовых сооружений Советской властью в сентябре 1939 года. Только наши историки, вплоть до современных, почему то стыдливо обходят настоящие причины разрушения этой бесценной достопримечательности. А уцелевшую захристию костела отцов-доминиканцев заняло впоследствии НКВД. Странным кажется то, что в 1942 - 1943 годах, во времена немецкой оккупации, были проведены ремонтные работы храма. Но это не лишило его еще больших разрушений при штурме "крепости Тернополь" в апреле 1944 года. Расстрелянный и "обезглавленный" храм без башен был отреставрирован уже в 50-х годах. Однако это касалось только сооружения, но не росписей...

Кто эти провокаторы, которые были причастны к обстрелу монастыря, кто стрелял из пушек по собору, кто грабил монастырь, кто под угрозой смерти не позволял спасать памятник? Не имеет значения. Это были люди. Они сыграли отведенную им роль в спланированной большевистской провокации. Как и те, кто отдавал приказы.
Не позволяйте себе выполнять преступные приказы.

Владимир ОКАРИНСКИЙ