RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Тернопольские хроники ХХ ст.

Говорят, история развивается по спирали. Каждый ее виток - повторяется. На дворе XXI век и мы непосредственные участники его начала.
история ТернополяВот как начинался прошлый век. А можно ли провести некие параллели - судить вам.
Предлагаем отрывок из новой книги тернопольского исследователя Александра Левченко "Тернопольская летопись", охватывающая первые годы бурного XX века, запечатленные в истории нашего города.

Волшебное Подолье - как молодость. Жемчужина его - Тернополь.
466 лет исполняется Тернополю. За эти горькие и радостные годы было в его биографии немало знаковых событий, звездных взлетов и упадка. Торговый город на перекрестке дорог с Запада на Восток, с Юга на Север, на рубеже культур и философий не раз подвергался опустошению под копытами завоевателей. Горел в адском огне, особенно в последней из самых жестоких войн. Но как будто сказочный Феникс, Тернополь возрождался из руин и пепла, вырастал благодаря непреодолимой силе народного духа.

Проходили века, менялись общественные уклады. Тернополь был "летучим голландцем" истории и общим центром для украинских, поляков, евреев. Ни завоеватели, ни войны, ни депортации в Сибирь или Польшу не смогли поделить на враждующие части этот полиэтнический город, спровоцировать межнациональную рознь. За предыдущие века менялись собственники и правители города, их государственные режимы и знамена, но город сохранял свое неповторимое национальное лицо, свою щедрую душу - открытую к добрым людям и непримиримую к недругам.

Особенно богата на события историческая хроника XX века, которое вошло в историю как век атомной энергии и освоения космоса, войн, революций, национально-освободительной борьбы и образования новых суверенных государств.

1901 год

7 января в Тернополе основано музыкально-хоровое общество "Боян". Активно действовало в городах и селах Галиции и Буковины в сфере развития украинской музыкальной культуры, хорового искусства. Общество существовало до середины 1939 г. (с перерывами в 1914 - 1921 гг.).
24 января о. Владимир Громницкий выступает на Совете города с проектом построения "Охоронки" - больницы для неизлечимо больных тернополян.

1 февраля студенты Тернопольской учительской семинарии организовали большое утреннее вече и торжественные вечеринки по случаю 40-й годовщины со дня смерти Т. Г. Шевченко.

15 февраля в Тернополе впервые засиял электрический свет, а уважаемая комиссия магистрата и специалистов приняла работу, проведенную известной электротехнической венской фирмой по электрификации нашего города. Поэтому в Тернополе впервые начали применять электроосвещение от тока, его производила городская электростанция, сооружение которой завершено в предыдущем году. Мещане восприняли появление электрического света в своих домах как чудо.

старый ТернопольВ феврале в Тернополе родилась Мария Колодий - украинская общественная деятельница. Училась в Тернопольской женской семинарии, выступала на сцене театра И. Стадника. Активистка общественных организаций, курьер Украинской военной организации (УВО). Эмигрировала в Германию, а 1949 основала отдел "Союза украинок" в Джерси Сити. Ей принадлежит сценическая постановка "Невольника" по Т. Шевченко, инсценировка "Сочельника в Украине" и др.

29 сентября состоялось торжественное освящение нового храма - костела о. иезуитов на улице Жалобы. В освящении участвовало римско- и грекокатолическое духовенство.

29 ноября Тернопольскую украинскую государственную гимназию посетил митрополит Андрей Шептицкий. В каждом классе он провел получасовые беседы с учениками и учителями. Приезд владыки в Тернополь, его многочисленные встречи с духовенством и мирянами, с детьми и педагогами состоялись вскоре после введения Андрея Шептицкого на митрополичий престол во Львове 1901. Потомок старого, некогда славного, русского, а впоследствии плененного рода, граф Андрей, после окончания юридических студий, возвращается к украинству. Сначала был монахом, а впоследствии поступает на службу в украинскую грекокатолическую церковь, достигнет высокого признания как настоящий духовный проводник.

В Тернополе на ул. Стремительной в семье каменщика и портнихи родилась известная польская киноактриса Ядвига Смосарская. Когда красавице исполнилось 20 лет, ее впервые привлекли к съемкам в кино. Потом почти без перерыва Ядвига снялась еще в 25 фильмах. Громкую славу принесла ей лента "Ивонка" (экранизация чрезвычайно популярной в 30-х годах книги Юлия Германа). Подолгу не сходили с экранов и фильмы, в которых тернопольчанка Смосарская играла главные роли - "Крестьяне", "Невольница любви", "Для счастья", "Об этом не говорят" и др. Особое внимание "королеве" старого польского кино принесла работа в фильме "Трендовата" (по книге Елены Мнишек "Прокаженная"). В тернопольском кинотеатре "Аполло" фильм продержался несколько месяцев. Долгое время актриса проживала в СЕЛА, а умерла Я. Смосарская в 1971 г. в Польше.

В этом году доходная часть бюджета города составила 285 000 крон, а расходы - 392 000 300 крон. В магистратуре возникло намерение покрыть дефицит повышением дополнений к налогам. Однако тернопольчане уже платили 7 % дорожных, налог на сооружение приходского костела в размере 20 %. Налоги были достаточно высокими. В этих условиях городская власть пыталась как-то преодолеть финансовые проблемы, в частности, используя право "пропинации" - продажи разрешения на производство и реализацию алкогольных напитков.

Впервые среди тернопольчан с состоятельных слоев получит распространение страсть к потреблению кофе и других капризов - пирожных, мороженого и т. д. В кофейнях, цукорнях и ресторанах подают кофе черный или с молоком, сливками, чай, различные воды, преимущественно с натуральными фруктовыми добавками, сиропами, разнообразные соки, много видов мороженого ("льоды"), торты, заварные, кокосовые бабки, андруты (вафли), кремы, карамели, "чоколяды". В Адамского пользовались спросом бабки с крутого теста, галяреткой и кремом. В ресторанах и кофейнях играла живая музыка, по вечерам устраивались дансинги. А пожелания посетителей считались законом.

1902

В мае в отеле "Подольский" (ныне - "Украина") Иван Франко встречался с тернопольскими гимназистами.
Зал городского магистрата оборудован электрическим освещением. Раньше при магистрате были фонарики, которые с лестницами на плечах обслуживали керосиновые уличные фонари.

Открыто тернопольское общественное объединение "Крестьянская бурса». Промышленность города развита слабо: действуют городская электростанция, 12 ремесленных мастерских, 4 мельницы, 3 пивоварни, 4 крупорушки, 6 маслобоен, спиртовой завод, фабрика сыра. В промышленном производстве, а это в основном предприятия переработки сельхозпродукции, занято 1230 рабочих. Тернопольский предприниматель Владимир Трач взял в аренду городской пруд для разведения рыбы. Через определенный период он будет вывозить рыбу во Львов и даже экспортировать ее в Краков и Варшаву. В пруду водились щуки, лини, окуни, карпы, караси, лещи, плотва и пескари.

Возле вокзала (на нынешней ул. Вячеслава Черновола) открылось агентство эмиграционных фирм, вербовали тернопольчан и безземельных крестьян на работу в Канаду, Аргентину, Бразилию, Уругвай. И сотни, а потом тысячи тернопольчан направились в Канаду, другие страны. Там они молили Бога, чтобы дал силу, корчевали леса, копали и пахали чужую землю, которая постепенно становилась своей, работали на железной дороге, прикладываясь к развитию Запада, грустили по родной Украине и одновременно изменялись, приспосабливались к новому, еще не их краю. С началом Первой мировой войны, в неистовстве недоверия и вражды к пришельцам, многих из них обвили колючей проволокой лагерей труда, издательства и газеты украинских эмигрантов закрыли, деятельность ряда украинских культурно-образовательных, самодеятельных организаций прекратили, даже сожгли украинские книги перед Манитобским парламентом в Канаде. Позже, уже в двадцатом году, куклуксклановцы-провокаторы межнациональной ненависти - загоняли украинское наследие в подполье. В тридцатые годы, во время экономической депрессии и массовой безработицы, украинские эмигранты на Американском континенте сплоченно выступали на национальной сцене, чтобы сохранить свою самобытную культуру. В годы Второй мировой войны немало канадских, американских, английских украинцев записывались добровольцами на борьбу с немецким фашизмом, пополняли армии этих стран советских союзников. В послевоенное время украинцы на Американском континенте, в других уголках Земли постепенно завоевали свое место, снискали уважение сообщества разных стран и играли важную роль в экономической, политической и культурной жизни многих государств. Одновременно украинские эмигранты, их дети и внуки все больше проявляли стремление к расширению разносторонних связей с Украинским государством.

Собираясь на чужбину ...

 

Далеко не всегда тернопольчане найдут лучшую судьбу за океаном. Как акцентируют участники первого Украинского рабочего конгресса в СЕЛА (Нью-Йорк, 1924 г.): "Мы бежали из ада царского и имперского в надежде найти "рай" за океаном. Мы бежали от нужды, нищеты, притеснений. Продавали последнюю корову, свой клочок земли, заставляли дом и за эти деньги ехали за океан в поисках счастья, искать, искать счастья. Мы не знали той истины, что для нас, живущих из своих десяти пальцев, нигде нет счастья, что при современном неправедном устройстве нас повсюду ждет беда, и наконец, мы убедились, что только заменили кандалы. Мы, вырвавшись из-под нагаек русских, польских, австрийских и других господ, попали под нагайки американского господина. 

Американский господин, правда, немного лучше платит, но и зато больнее въедается его плеть в наше тело... Нами и здесь, кроме американского господина пользуются свои "родные" паразиты в лицах попов и так называемых интеллигентов. Эта теплая компания не оставила нас в покое и здесь, в эмиграции... Они были и являются паразитами на нашем теле, они старались нас затемнить, а не просветить. Наши батюшки и интеллигенты хитро связали религию с продажным патриотизмом и создавали из того магическую палочку, которая до этого довольно шустро опорожняла наши карманы от тяжело заработанных долларов. Это не голословные обвинения - это правда, которой никто не возразит".