RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Збручский идол

Наш край богат старобытностями. Только памятников археологии насчитывается больше тысячи, которые представляют материалы от древнекаменного  века и до времен Киевской Руси. Главное место в этом списке принадлежит известному Збручскому идолу – Свитовиду, который был случайно найден в 1848 г. неподалеку от села Пичковцы и горы Соколихи, по другим данным - около Городницы Гусятинского района.

Изготовлен идол из сплошной породы местного известняка – это четырехугольный в пересечении столп длиной приблизительно 2 м 70 см, который разделен на три яруса.

Нижний ярус изображает усатого мужчину, который стоит на коленях, изгорбившись, будто поддерживает двух верхних. На боковых сторонах изображены два лица, аналогичны первому, но поменьше. Считается, что здесь показан потусторонний мир, царство хронических сил. Трех мужчин можно воспринимать как старогреческих или римских гениев, то есть духов, которые владеют сверхестественной силой, принадлежат к невидимому миру, владеют значительным влиянием на жизни и судьбы людей. Определялись они как нечто среднее – между простым смертным человеком и божеством, их действия могут вызвать как хорошее, так и плохое – зависимо от самих людей.

Какие именно три потусторонние боги изображены установить невозможно. Очевидно, по примеру старогреческих демонов представили и их: Геракла, который олицетворял труд, подвиг, побеждаемый вражескую силу; Деметру - основательницу оседлой культурной жизни; Дионисия – бога бессмертия и возрождения.

Средний ярус Збручского идола изображает по две фигуры мужчин и женщин с разведенными в бока руками, которые как будто держат друг друга и приплясывают на месте. Здесь есть земля. Парное чередование указывает на беспрерывность жизни и продолжение человеческого рода на земле. Фигуры находятся в движении,  как будто в танце, который у язычников считается необходимым атрибутом поклонения богам и средством общения с ними. Во время такого действа просили лутшей судьбы, урожая. Танец  сопровождал повседневную жизнь человека: при рождении и смерти, в честь обрядовых праздников (начало прокладывания первой борозды, летнего солнцестояния, собирания урожая и т. п.), перед боем и провозглашении мира. Эту композицию воспринимаем как гармоничное сочетание человеческой жизни и природы. Человек ощущал свою слабость и беззащитность перед могущественной силой природы и поэтому жил ее законами и дарами, чего не скажешь о современности.

Наиболее содержательным является третий ярус Свитовида, где изображены верховные боги. Подпоясанные они общим поясом. Правая рука каждой ипостаси поднята к груди, а левая опущена к животу. Одеты они в длиннополые сорочки, из-под которых видны короткие и тонкие ножки. В одном случае на левой боковой грани их почему-то нет. В двух случаях видна женская грудь. Все боги увенчаны общей шапкой.

На лицевой стороне есть женское божество, которое держит в правой руке рог достатка. Слева - мужская фигура бога-воина с высеченной рядом саблей и конем. Справа – женское божество с обручальным кольцом на правой руке. С тыльной стороны - мужское божество без атрибутов. Академик Б. Рыбаков видит четыре божества – Мокошу, Перуна, Ладу и Велеса.

Мокош – одна из основных богинь пантеона князя Владимира. Эту богиню считают сестрой солнца, богиней дождя, девичьего счастья и судьбы, покровительницей родильниц и родов, а также колдуний и жриц.

Перун – бог грома, молнии, хозяин неба, с Х ст. - бог-воин, покровитель, который получил главное место в киевском пантеоне и был почитаем древними русинами. Свидетельствами этого были его атрибуты: сабля, которая стала символом отваги, мужества, войны и победы, конь – символ могущества и превосходства над миром.

Лада воплощает природу, воспринималась как мать солнца, богиня любви, супружества, красоты и счастья.

Велес (Волос), который находится на тыльной стороне статуи, - один из главных богов киевского пантеона рядом с Перуном. "Скотный" бог ("скот" в давние времена означал "богатство", "деньги в торговли") - это бог достатка, богатства, торговли, опекун купцов.

Объединяет богов общая шапка, которая отображает идею единого наивысшего бога - Рода. В древнеславянской мифологии он является первобогом и начинателем всего живого, "хозяином мира", который ведает судьбами богов и людей.

До недавнего времени первобытное пребывание Збручского идола было неизвестно. Только в 80-х годах прошлого столетия благодаря исследованиям Прикарпатской археологической экспедиции (г. Москва, Россия) под руководством Б. Тимощука и И. Русановой, Збручской археологической экспедиции Тернопольского краеведческого музея под руководством М. Ягодинской (продолжает исследования и доныне) в Медоборах Гусятинского района изучено три городища-святилища. Первое - неподалеку от с. Городницы (гора Богит), второе - около Крутилова, а третье - в Постоловце. Принадлежали они к единому Збручскому культовому центру, который функционировал на протяжении XI - XIII ст. Во время исследований святилищ выявлено множество свидетельств о жертвоприношениях, которые принадлежали лицам разных социальных групп, в том числе человеческие, а также инструменты христианского культа – кресты, иконы и т. п.

Обследуя городища-святилища около Городницы, Б. Тимощук сделал вывод, что Збручский идол находился именно здесь. До недавнего времени считалось, что жертвоприношение людей не являлись характерной чертой восточных славян, а присущие западным. Очевидно, обряд появился в период введения христианства, когда началась жестокая борьба двух религий. Язычники приносили в жертву, должно быть, христиан, а также предметы их культа, дабы победить новую веру.

Збручский культовый центр не был единственным в нашем регионе. Известны святилища в Зеленой Липе Хотинского и в Калуше Сокирнянского районов Черновецкой области, около Рудников вблизи Снятына. Функционирование их припадает также на XI - XIII ст.

Необходимо отметить, что согласно официальной летописной версии на Руси христианство было введено 1 августа 988 года. Не рассматривая причины появления новой веры, отметим, что у нее была хорошо подготовленная почва, ведь иначе посеянные зерна христианской идеологии могли и не взойти. Распространилось она не сразу - проходили года ожесточенной борьбы двух идеологий: язычества и христианства. Язычество было достаточно сильным - оказывало немалое сопротивление новой вере и медленно отступало под ее напором. Только в  ХІІІ ст. вера Христова утвердилась в городах и начала прокладывать путь в сельскую местность.

Но языческая символика осталась востребованной в традиционных видах искусства: медальонах, диадемах, браслетах, лунницах, на которых изображены фантастические животные и птицы, растительный мир, скоморошие игры, сюжет которых стал слегка облагороженным христианской символикой.

Поэтому важное место в изучении искусства, культуры и мифологии Древней Руси занимают места находки каменной пластики. Особое значение принадлежит Збручскому идолу  и Збручскому культовому центру, который является уникальным памятником для всего славянского мира. С ним могут сровняться только городище Аркона на о. Рюген (современная территория Германии), городище на Лысой Горе в Силезии на территории Польши, разрушенное и малоизученное.

Владимир ДОБРЯНСКИЙ