RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Жизнь в мире комнат: Музей Ю. Словацкого в Кременце

Красивое здание, которое, на первый взгляд, ничем не выделяется среди других архитектурных сооружений Кременца - единственный во всем мире музей одной жизни ... Жизни известного польского поэта Юлиуша Словацкого. Ухоженные дворы, две березки, посаженные еще в далеком 1969 году Николаем Бажаном и Ярославом Ивашкевичем, а среди них направленный в вечную даль взгляд великого поэта, увековеченного в высокой скульптуре. Поднимаемся по лестнице и открываем дверь, за которой царит поэтический мир.

Кременецкий зал

Небольшая комната в золотистых теплых тонах. С одной стороны - стол в стиле бидер-мейер с роскошными цветами, самовар, библиотечный шкаф с портретами тех, кто был дорог сердцу будущего поэта: Теодора и Александры Янушевских - дедушки и бабушки, как их позже называл поэт, родителей - Соломеи и Евзебиуша Словацких. Портрет четырехлетнего Юлиуша, который в роли амура взирает на посетителей. Именно в такой теплой, любящей атмосфере родился и прожил чуть ли не лучшие годы детства Юлиуш Словацкий.

Виленский зал

Большая панорама с изображением Виленского университета, где работал отец Словацкого, где учился Юлиуш. С другой стороны портрет Августа Бекю - будущего отчима поэта и его дочерей от первого брака. Здесь - в небольшом книжном шкафу - едва ли не весь бомонд тогдашней литературы, культуры и критики - Адам Мицкевич, Гуго Коллонтай, Янтай Анджей Снядецки. А над всем этим незаметный портрет молодой особы - Людвиги Снядецкой, первой и безответной любви юного Юлиуша.

Варшавский зал

Здесь ощутима атмосфера старой Варшавы - величественное помещение Министерства сокровищ и финансов Польского королевства, где впоследствии будет работать Словацкий.
Здесь и пустынная площадь, на которой уже аж в 2001 году установят памятник: молодой человек на высоком постаменте в байроновского плаще.
Тут и дух польского восстания, которое зажжет в Словацком горячую искру неповиновения, тут и первое признание поэта повстанцами, здесь и приговор поэту - судьба вечного изгнанника, вечного пилигрима, который больше никогда не вернется в Польшу и Кременец.

Кабинет женской скорби

Маленькая женская комната, среди которой - письменный стол, кресло с черным платком на спинке, шкаф, портреты и пейзажи. Возможно, именно так выглядел кабинет матери Юлиуша Соломеи, возможно именно там она читала письма от сына и отписывала ему. После изгнания, через восемнадцать лет разлуки им суждено встретиться лишь раз, однако, как писал поэт: "... белый голубь печали соединяет нас..."
На стене собрано несколько цитат из писем Словацкого, которые даже на малую долю не в силах отразить безграничной любви, он называет мать - "самая любимая, десятая моя музо, целую твои руки, десять раз облил слезами твое письмо". Здесь находится и вышитая Соломеей картина, которую Юлиуш попросил вышить, чтобы в изгнании хоть немного чувствовать тепло материнских рук.

Салон госпожи Соломеи

Большое помещение в бордовых тонах. Старинная мебель XIX века, фортепиано с вертикальными клавишами, огромное зеркало, среди них картина "Имлистое утро над морем", написанная Юлиушем Словацким в Кременце после поездки в Одессу. Здесь также висит портрет самой Соломеи Словацкой и миникопия памятника поэту.

Комната странствий

Здесь царит дух странствий на Дальний Восток, Сирию, Ливан, Палестину, Египет, Иерусалим и по Украине. С одной стороны Юлиуш показан во время путешествия в Иерусалим - к Гробу Господнему, где, как он сам писал в своем дневнике, ему явился ангел Господень и благословил его. С другой стороны комнаты красуется один из украинских пейзажей, сделанных во время поездки студентов, среди которых был и Юлиуш, от Кременца в Одессу.

Парижский зал

От стен этого зала в серых тонах, веет холодом. Ведь именно в Париже Словацкий провел последние минуты своей жизни. Однажды в одном из писем он писал матери: "... странно мне, моя мама, что я видел столько городов мира, в моей памяти и флорентийские улицы, швейцарские пейзажи, и дрезденские дворцы, а я когда буду тихонько лежать на скромном кладбище в Кременце, под тенью черешенки, которая затеняет гроб моей дорогой бабушки. Вот если бы так было... "
Однако не судьба. Умер Словацкий, не дожив полгода до своего 40-летия, в Париже, где и был похоронен. Уже потом, в 1927 году, прах поэта вместе с урной, в которой находилась кременецкая земля, перезахоронили в Кракове.

Зал памяти

Здесь панорамы старого и современного Кременца, фотографии людей, которые исследовали его творчество и лелеяли память о поэте в течение нескольких поколений, несмотря на любые препятствия. Именно благодаря их участию и кропотливой работе музейчиков из Варшавы и Кременца появились на свет единственные восемь комнат одной жизни, которые хранят память о Юлиуше Словацком.

Из рассказа главного охранника фондов Областного коммунального литературно-мемориального музея Юлиуша Словацкого в Кременце Оксаны ЗУБ записала Валентина Швед:
Юлиуш Словацкий - автор поэм "В Швейцарии" (1839), драм и трагедий "Мария Стюарт" (1830), "Мазепа" (1840), многих стихотворений. Находясь в эмиграции, написал 30 драматических произведений, много лирических стихов.
Родился 4 сентября 1809 года в Кременце, где и пронеслось его детство. В 1811 году вместе с родителями переезжает в Вильно, где впоследствии учится в гимназии, а затем на юридическом факультете университета. После окончания университета жил в Кременце, а в 1829 году уехал в Варшаву. Во время поражения польского восстания (ноябрь 1830 г.), поэт активно участвовал, был в эмиграции: сначала в Лондоне, а затем в Париже, где и умер от туберкулеза.