RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Бищанское золото

Недавно журналистские тропы привели меня в Бище, село, расположенное в верховьях живописной речушки Золотой Липы. История его давняя. Много в ней неисследованных, даже загадочных, поворотов. Когда-то это был укрепленный городок и известных церквей здесь было не меньше трех. Да и гора здешняя недаром называется Валами. На ней по сей день любознательный глаз исследователя определит насыпи оборонного назначения. Они сбегают к руслу, где в древности плескалось большое озеро. Он достигал соседнего села Поручина и вытянулся далеко на север. Народные предания утверждают, что здесь под валами стояла церковь, но татарская орда сожгла ее дотла. С тех пор на Пасху, когда выносили плащаницу и пели "Христос воскрес", из-под валов, где-то из глубины земли, отдавались колокола того, разоренного басурманами, храма. Оттуда же струится источник чистой и хорошей воды, который небольшим ручейком журчит к Золотой Липе. Евстахий Манацкий, бывший житель села, эмигрант, в своих воспоминаниях приводит несколько утверждений, которые проливают свет на топонимическую сторону истории села. Сын поляка-органиста в Бище, профессор Познанского университета Юзеф Видаевич считает, что поселение основал некий шляхтич Ян Бощ, даже указывает точную дату - 1339 год. К подобной версии склоняется и бывший посадник Бережан, какой-то Висневский, опираясь на старинные акты, скрытые в тайниках бищанського костела. Несомненно поселение здесь существовало задолго до того, как король Казимир, названный поляками Великим, захватил галицкие земли. Но то, что в этом католическом храме существовали тайники, доступны лишь нескольким избранным лицам, а может, и одной, нет сомнений. Брат Манацкого, ученик Бережанской гимназии, своими глазами видел старинные архивы и книги, переплетенные в телячью кожу, написанные старославянским письмом. Их хоронили в тех, недоступных для непосвященного глаза, нишах. А еще постоянно среди бищан говорили, будто в книгах тех сказано и такое, что в костеле спрятано золото на случай крайней беды, и что его столько, что хватит на восстановление после любого разрушения.
Так под влиянием старых легенд и рассказов ходил я по окрестным бищанским горах и пришел на Говду. Говорят, она искусственного происхождения, насыпная, и костел на ней возвели, очевидно, сразу же после того, как король Казимир огнем и мечом продвинул свои владения на восток. А это значит, что это культовое сооружение является едва ли не самым старым в нашей стране. Гидом моей небольшой экскурсии вызвался быть один не равнодушный к истории края крестьянин. Мы обошли со всех сторон старый храм. До второй мировой войны он был более или менее в удовлетворительном состоянии, кругом стояла каменная ограда. Теперь ничего этого уже нет, только голые стены, без крыши, окон и дверей. Из толщины стен видно, что когда-то сооружение могло быть надежной твердыней, из нее можно было стрелять даже из пушки. Внутренней отделки никакого не осталось. Мой проводник подошел к одному, потом к другому своды и показал:
 - Вот в этих тайниках они стояли...
И рассказал еще одну, но уже новую легенду. Лет пять назад, а может, и больше, приехали сюда двумя "Волгами" некие люди. Вели себя так, будто были археологи или искусствоведы, даже какую-то табличку на стене костела пристроили. Несколько дней что-то исследовали, искали. Исчезли так же внезапно, как и появились. Уже потом не известно, как и откуда, село всколыхнула новость, что в нишах, которые открыли незнакомцы, хранились золотые фигурки апостолов. Сколько их было - может, все двенадцать? Какой величины? Никто этого не знает. После этих бищанских событий, а может, и перед ними, такое же произошло и в старом храме в Дунае, недалеко, но уже на Львовщине, и в Поморянском замке, где после этого вспыхнул пожар. Может, это были представители какого-то музея или архитектурного ведомства? Такое случалось, забирали иконы и картины из старых церквей, а люди думали, что это грабеж. Вдруг вывезенное появлялось в Музее украинского искусства или в запасниках другого государственного учреждения. Но почему же тогда по пришлым следам приезжали в село следователи, интересовались, расспрашивали о том случае?
Я бы не поверил в эти байки или просто принял бы их как еще одну легенду, если бы не встретился с таким случаем ранее.
Тогда я готовил иллюстрации к краеведческой книжке - очерк о Теребовлю, которую написал известный краевед и археолог Игорь Герета. Снимал я теребовлянские древности, зашел в бывший монастырь бернардинцев. Он был частью производственных площадей фабрики елочных украшений. Вместе с рабочими я прошел через проходную (никто даже не остановил), зашел в костел, где находился склад. На улице как раз была неистовая жара, а здесь - настоящий холодильник. Массивные двери за мной неожиданно захлопнулась, рявкнул железный засов. Думал, что кто-то пошутил. Постучал ногой в толстенную дубовую доску - тишина! Я продолжал исследовать интерьер, а через мою плохонькую тенниску начал уже брать за плечи холод. Через час застучали зубы. Я изо всех сил бил ногами в дверь - никого. Уже позже с двора отозвался, чей-то злорадный голос:
- Сиди, сиди. Такие уже здесь бывали.
Я стал кричать, требовать, чтобы немедленно позвонили в райком партии к секретарю по идеологии - он, мол, знает, что я сегодня снимаю в Теребовле. Ссылка на такую солидную организацию, пожалуй, повлияла на моих тюремщиков. Пошли они к телефону, а оттуда уже примчались бегом, быстренько открыли мою "клетку", начали извиняться. Здесь как раз прибыли вызванные представители определенных служб (мои бдительные конвоиры были "отставниками"). Они мне и объяснили, что повлекло инцидент. Год назад, оказывается, здесь побывали гости из-за "бугра" - или туристы, или еще кто. Будто интересовались  архитектурной достопримечательностью, и при тех посещениях украли из тайника, может, драгоценности, может, какие-то документы. Наши спецслужбы "вычислили" цели приезда гостей, но было уже поздно. Значит, знали, где и что искать. С каких-то источников раздобыли информацию и бищанские пришельцы. Пожалуй, небесполезными были слухи, что в костеле имеется достаточно средств, чтобы отремонтировать его при любой разрухе.
- А еще, - продолжил мой экскурсовод, - недавно приезжал некий господин из Польши. Ходил, смотрел на дворе, а потом сказал, что в старинных книгах он читал о некоем очень знатном и благородном воеводе. Его похоронили где-то здесь, возле костела, и была при нем сабля в золотых ножнах, украшенных самоцветами.
Где здесь правда, где вымысел? Таинственно молчит вся в ранах, затянутых дерниной, старая Говда. Только плиты с высеченными строками на могилах бывших настоятелей ослепительно белеют в лучах низкого зимнего солнца.

В. БУРМА